Наружная настенная живопись

Наружная настенная живопись

Основными проблемами, которые обычно ассоциируются с настенной живописью на открытом воздухе, являются влажность, пыль (и — как результат — отсутствие надлежащей адгезии краски), а также воздействие неблагоприятных погодных условий, кислот и загрязняющих веществ в атмосфере. Любые несветостойкие пигменты теряют яркость и вскоре «выцветают».

Существует несколько методов живописи на поверхности наружных стен, но наиболее качественным из них, вероятно, является «минеральная» или «силикатная» живопись (на основе силиката калия). В этой технике применяются светостойкие и долговечные минеральные пигменты, перетертые в дистиллированной воде; смеси красок наносятся на стену, покрытую слоем кальцинированного кремния, на который, в свою очередь, напыляется слой фиксатива-закрепителя.

Устойчивые минеральные краски типа «Кейм»

Система минеральных красок «Кейм» отличается от других систем красок (не считая технику аль фреско) тем, что при ее использовании краски не образуют пленки. Она была разработана в 1878 году Адольфом Кеймом, который в результате своих исследований пришел к выводу, что системы красок для отштукатуренных стен могут быть светостойкими и прочными лишь в случае их полной химической совместимости с характеристиками стены. Главным составным элементом песка, камня и скалистых пород, образующим основу штукатурного раствора, является кремнезем (силикат), поэтому разрабатывавшаяся система была рассчитана на нанесение чистых щелочно-упорных минеральных пигментов, мелко и тщательно перетертых в дистиллированной воде, на слой штукатурки с высоким содержанием кремния. Затем слой пигментов должен быть закреплен с помощью распыления водного раствора силиката калия. В результате испарения воды слой затвердевает и образует прочную и устойчивую связь со слоем штукатурки; при этом сохраняется пористая структура штукатурки, что обеспечивает дальнейшее испарение воды сквозь нанесенный слой. В этом и состоит основа системы красок, которую производитель из Германии предлагает под торговой маркой Keim Artist.

Методика «Кейм» на практике

Сначала на стену наносят штукатурку на основе обычного песка и цемента, после чего наносят заключительный слой «кальцинированного кремния». Слой кальцинированного кремния более открыт и, следовательно, более восприимчив к краске, чем аналогичный слой штукатурки из смеси песка и цемента, несмотря на то, что последний также может быть использован (особенно в сочетании с затиркой деревянной теркой при более открытой поверхности), если смесь не содержит водонепроницаемые вещества такие, как ПВА. «Открытая» поверхность штукатурки — крайне важный аспект системы «Кейм». Пропорции элементов заключительного слоя составляют пять частей кальцинированного кремния к двум или трем частям белого портландцемента и одной части жирной извести.

Затем стену покрывают силикатной грунтовкой «Кейм», которая образует однородное белое покрытие под живопись; впрочем, это не строго обязательное условие, так как система одинаково «работает» непосредственно на слое кальцинированного кремния. Затем штукатурка обрабатывается двумя слоями жидкой протравы, разбавленной водой, и после этого тщательно промывается. В результате травления на поверхностном слое должны проявиться минеральные частицы, что обеспечивает надежное и прочное соединение с фиксативом-закрепителем.

Перед началом процесса живописи стену смачивают дистиллированной водой. Производители выпускают мелко перетертые минеральные пигменты с дистиллированной водой. Пигменты наносят на влажную поверхность стены тонкими, прозрачными слоями. Их можно смешивать с белилами и наносить корпусно, при этом толщина слоя краски не должна быть чрезмерной: в противном случае этот слой не сможет пропитаться фиксативом-закрепителем и. как следствие, укрепиться на поверхности штукатурки. Пигменты перетерты очень мелко — они действуют практически как растворимый краситель, окрашивая слой штукатурки повсюду, где они были нанесены. В этом состоит специфическая характеристика данной техники — вы наносите краски тонким слоем, но они при высыхании обладают визуальными качествами пастели.

Смешивание красок

Если смешать два пигмента физическим способом и, таким образом, сформировать краску третьего цвета, произойдет почти неизбежное отделение пигментов из-за разницы в их весе, а также отсутствия связующего эффекта какого-либо вязкого вспомогательного средства. Вы можете создать третий цвет, используя более эффективный метод: нанесите отдельно прозрачные слои двух красок подобно тому, как это происходит при смешивании акварельных красок.

Закрепление красок

Производители предлагают силикатные фиксативы-закрепители, которые не следует использовать в концентриро-ванной форме. В противном случае фиксатив так и останется на поверхности стены без всякого движения, Eго разбавляют


дистиллированной водой в соотношении одна часть фиксатива к трем или четырем частям воды. Разбавленный фиксатив-закрепитель напыляют на закрашенные участки в конце очередного сеанса живописи. Используйте достаточный объем закрепителя, чтобы придать работе прочность и устойчивость; при этом не следует превышать разумный предел, иначе вы рискуете перенасытить поверхность стены фиксативом. После распыления фиксатива «соберите» его излишки с помощью скомканной салфетки, тампона из материи или куска абсорбирующей ткани — не следует оставлять лишний фиксатив на поверхности до полного высыхания. Художники, пользующиеся очками со стеклянными линзами, должны снять их перед распылением; иначе частицы закрепителя осядут на их поверхности и испортят стекло.

Тем не менее вы все же можете нанести несколько слоев фиксатива с возрастающей степенью концентрации; но делайте это осторожно, убедившись, что поверхностный слой стены по-прежнему впитывает состав. Не допускайте нанесения чрезмерного объема фиксатива.

Подготовка стены для фресковой живописи в технике «Кейм»

1. Слой песка и цемента

2. Отделочный слой-покрытие из кальцинированного кремния (5 частей кальцинированного кремния, 2-3 части белого портландцемента и 1 часть жирной извести)

3. Силикатная грунтовка «Кейм»

4. Два слоя жидкого состава для травления

Фрагмент законченной работы в краске. Портреты написаны в технике «Кейм» и представляют собой «галерею» известных исторических персонажей.

Дух Сохо. 1991

Данная фреска в районе Сохо в западной части Лондона была создана в результате комбинирования мозаики, керамики и бетона, а также участков, написанных красками «Кейм».

Подготовка Стандартное штукатурное покрытие для кирпичной стены

Для того чтобы сформировать на кирпичной стене однородное поверхностное покрытие, как правило, на нее наносят смесь песка и цемента. Предварительно стену следует очистить от сгустков строительного раствора и пыли, поэтому, как правило, применяется проволочная кисть и крупная упругая щетинная кисть. Любые признаки водорослей и других нежелательных образований удаляют противогрибковым составом, оставив его на поверхности в течение 24 часов; затем стену промывают и высушивают.

Используя связующий реагент, такой, как Unibond или аналогичные материалы на основе ПВА, вы можете значительно улучшить адгезийные характеристики штукатурки. За день до нанесения штукатурки стену покрывают разбавленным составом в пропорциях 1 часть ПВА к 5 или 6 частям воды. Еще один слой наносят непосредственно перед покрытием штукатурки, чтобы в процессе ее нанесения поверхность стены была достаточно вязкой. Промытый карьерный песок смешивают с цементом; по сравнению с морским песком карьерный песок не вызывает значительного выцветания красок. В первом слое применяется крупный, грубоватый песок в соотношении 4 части песка к 1 части портландцемента. Вместо обычной воды можно использо-вать разбавленный клей ПВА, но это требование не является обязательным.

Первый слой

Это — легкое покрытие, которое нивелирует неровности и шероховатости поверхности стены, а также обеспечивает равномерное поглощение элементов второго слоя. На поверхность первого слоя наносят насечки — так называемый задир, чтобы усилить степень сцепления со вторым слоем, который обычно наносится в течение следующего дня. Прочность слоя штукатурки заключается в совокупном действии всех элементов, а не содержании цемента, который, по сути, является только стабилизирующим и фиксирующим реагентом.

Второй слой

В следующем слое штукатурки применяется смесь более мелкого песка, но, как правило, данная смесь состоит из частиц, размеры которых колеблются в диапазоне от средних до крупных. Соотношение песка и цемента (клеящего вещества) составляет приблизительно 3,5 или 4:1. Мелкий песок, содержащийся в строительном растворе для укладки кирпичей, не обладает достаточной плотностью, чтобы использоваться в составе слоя штукатурки. Поверхность второго слоя разгла-живается и полируется до необходимого состояния, но следует учитывать, что она не должна быть слишком гладкой, как и при отделке последующих слоев. Перед нанесением красок стена должна полностью высохнуть — иногда этот процесс происходит в течение нескольких недель.

Высолы (выделение солей на поверхности)

Процесс выцветания, или появления растворимых солей на поверхности стены в форме порошковых веществ беловатого цвета, является, как правило, следствием примесей, содержащихся в смеси песка и цемента или реакции

между составами строительного раствора (для кирпичной кладки) и штукатурки. В большинстве вновь нанесенных слоев штукатурки в той или иной степени произойдут аналогичные реакции, выражающиеся в высолах, особенно если кирпич был выложен сравнительно недавно. Если же работа выполняется на стене старой постройки, примеси выступят и исчезнут, а соли выветрятся естественным образом.

Влажность способствует развитию процесса высолов; после полного высыхания поверхности стена становится инертной.

Увлажнение стены перед нанесением штукатурки

Если в работе применяются более традиционные методы нанесения штукатурки (т. е. без использования составов ПВА), пористую поверхность обычной кирпичной или блочной изоляционной стен обрабатывают водой — при этом стена не должна быть мокрой, а лишь слегка влажной. Вода не используется для обработки высокопрочного кирпича или мраморных блоков.

Стенная роспись крупного формата

Постоянство стиля

Иногда несколько художников работают в сотрудничестве над созданием одной и той же фрески. В процессе живописи необходимо сохранить единство и постоянство стиля. Единственный способ достижения этой цели заключается в выработке соответствующего подхода к передаче изображения: следует воспринимать его как ряд «вырезанных» форм в матовой, однородной краске. Это придает изображению рациональность и предупреждает возникновение конфликтов в стилистическом решении завершенной работы.

Фреска Роза острова Реюньон, Роза объединения, Врикстон (1986), Мэгги Клайд и Сузан Элли-отт

Перед началом процесса собственно стенной живописи на поверхность стены наносят два или три слоя краски выбранного основного цвета. В настоящее время производители выпускают долговечные, светостойки? краски для камня в широком диапазоне цветов: кроме того, существует возможность изготовления красок определенных цветов на заказ. Если и вы прибегли к такому решению, убедитесь в том, что располагаете достаточным объемом заказанных красок и что они были произведены в одно и то же время, так как краски различных партий могут существенно различаться между собой.

Большинство высококачественных красок для наружного применения основаны на виниловых или акриловых сополимерах, а также тройных сополимерах. Это означает, что они объединяют в эмульсии до трех различных полимеров, обеспечивающих краску всеми необходимыми характеристиками — прочностью, интенсивностью, эластичностью и пористостью, которые позволяют использовать краски для наружных работ и сохранять их качества на протяжении длительного времени. Краски разбавляют водой; в их состав входят инертные наполнители, такие, как кварц, чтобы придать пигментам вязкость и прочность, а также обеспечить их светостойкие и щелочеупорные характеристики. Они образуют проницаемую, микропористую пленку краски, которая до некоторой степени способствует свободному испарению воды.

Проблемы масляных красок

Масляные краски не рекомендуются для каменной поверхности. Причина в том, что стена должна «дышать», чтобы обеспечить процесс свободного испарения воды, который связан с изменениями относительной влажности и содержания влаги в структуре стены.

«Построение» стенной живописи

Композиция данной стенной работы, которая относится к одному из исторических периодов небольшого английского приморского городка, объединяет ряд различных элементов, включая характерные для XIX века рисунок и гравюру. Сохранение последовательности и единства стиля в изображении представляло собой крайне важную задачу, поэтому различные визуальные элементы композиции были преобразованы в программе Adobe Photoshop: они были сближены по форме и характеру контуров, чтобы зритель мог воспринимать рисунок как единое целое.

Кроме того, важно было сохранить стиль на всем пространстве работы, так как композиция дана для завершения четырем разным художникам. Решение было найдено: изображение разделили на отдельные прямоугольные секции с помощью сетки. Затем секции преобразовали в слайды, после чего изображение проецировалось на поверхность стены. Для всей работы была подобрана одна краска, поэтому процесс «живописи» заключался в аккуратном и последовательном (секция за секцией) копировании проецируемого изображения при использовании относительно небольших, круглых синтетических кистей. Работу художников на высокой стене обеспечивали специально построенные леса; их приходилось накрывать брезентом на участках, где использовались проекторы, чтобы художники могли работать с проецируемым изображением.

Принцип Америки, Гастингс, 2001 Благодаря использованию одной краски для стенной живописи, в работе создается эффект гравюры XIX века, несмотря на то, что композиция была создана в программе Photoshop.

1. Рисунок был разделен на отдельные секции, которые затем проецировались на стену.

2. Художники в процессе работы на лесах под брезентовым покрытием: это позволяет лучше видеть изображение.

По материалам сайта: http://www.yaget.ru