Строительство из камня в XVII веке в России.

Несмотря на приверженность традициям деревянного зодчества, широкий размах каменного строительства в крупных городах, и особенно в Москве, в корне изменил основной дух архитектуры. В камне возводятся жилые дома и хоромы, церкви и трапезные в монастырях. Декоративное искусство в убранстве интерьеров и фасадов каменных зданий достигает высочайшего уровня. В связи с этим XVII век можно назвать поворотным не только для государства, но и для архитектуры России.

Строительство из камня, и особенно из кирпича, достигает на Руси в середине XVII в. беспрецедентных на Руси масштабов. Строятся кирпичные заводы, на которых производится не только обычный, но и увеличенных размеров (80x145x300 мм) кирпич. Применение крупного кирпича повышало скорость строительства и качество поверхности стен. Производились также профильные кирпичи, терракотам, многоцветная обливная керамика. К концу века развивается производство декоративных деталей из белого камня: плиты карнизов, резные колонки и др. Все эти элементы послужили развитию декоративного начала в архитектуре XVII в.

Одновременно с кирпичными заводами развивалась металлургия. Продукция ее во многом изменила подходы к строительству шатровых и сводчатых покрытий. Если в большинстве случаев шатровые покрытия продолжали возводиться по уже установившимся строительным правилам, то в середине XVII века появились определенные новшества. Шатровые покрытия изменили свою форму. Вместо восьмериков с прямой образующей стали строить шатры "дудкою". Такие шатровые завершения колоколен получили распространение в Суздале. Выкладывались шатровые покрытия из кирпича с помощью нависания каждого последующего горизонтального ряда над предыдущим. Другой вид кладки представлял собой ряды, перпендикулярные граням шатра.

В толще стенок шатра иногда закладывали дубовые связи, а иногда металлические. Переход от восьмерика к четверику основного объема представлял большую сложность. Высочайшее мастерство русских зодчих проявилось в создании перехода от восьмерика к нижнему четверику, значительно превышающему его по размерам, в церкви Покрова в Медведкове, построенной в 1634 г. Строители применили здесь систему каменных "складок", чем способствовали облегчению конструкции шатра и ослабили силы распора. Сводчатые покрытия также получили новые варианты решений, осуществление которых во многом было сопряжено с применением в качестве затяжек металлических связей.

Металлические детали, произведенные на российских заводах: скобы, стержни, полосы – использовались в качестве затяжек в сводчатых конструкциях, что позволило увеличивать пролеты до 15-17 м и уменьшить толщину стен. Увеличение оконных проемов также потребовало укрепления перемычек – элементов, работающих на растяжение, металлической арматурой. В строительном деле появляются в большом количестве гвозди, петли и кровельное железо. Широко распространяются сомкнутые своды и особенно их разновидность – сомкнутые своды с распалубками. Распалубки позволяли встраивать дополнительные окна и повышать освещенность помещений. Наиболее интересной конструктивной схемой сомкнутого свода стал "иезуитский" свод, в котором парные распалубки размещались по углам.

Сложную проблему для строителей представляли собой обязательные пять глав на барабанах, возводимые на всех церквах того времени, что было обусловлено нововведениями патриарха Никона. Центральный барабан с самой большой основной главой возводился непосредственно на своде. Если свод имел большой пролет, то под барабаном свод усиливался специальными арками. Четыре угловые барабана устанавливались частично на свод, частично на стены здания, что пригружало стены и снижало передачу распора на наружные стены. Эти барабаны с главками выполняли ту же роль, что и пинакли в готических соборах.


К концу XVII – началу XVIII века сводостроение в архитектуре России достигает своего апогея. Строятся бесстолпные большепролетные палаты и "храмы под колоколы", имеющие ярусную систему восьмериков и восьмилотковые сомкнутые своды. Часто перекрытия палат строились на основе цилиндрических сводов, распор в которых во многом погашался металлическими затяжками. Самый большой пролет имела трапезная палата Троице-Сергиева монастыря. Пролет составлял 15 м при общей длине палаты 34 м. Толщина стен в уровне нижнего этажа равнялась 2,35 м и вместе с семью металлическими затяжками хорошо погашала распор.

Сольвычегодский собор Введенского монастыря представляет собой пример бесстолпного храма, в котором на сомкнутом своде по углам были возведены четыре световых барабана, откуда в интерьер проникал дополнительный рассеянный свет. Чтобы облегчить стены и получить возможность прорезать их дополнительными окнами, зодчие усилили каркас здания за счет сильно выдающихся в интерьер пилястр и соответствующих им ребер свода Это дало возможность несколько уменьшить толщину стены, особенно в верхней части собора. Такой подход к уменьшению толщины стены и получению дополнительных световых плоскостей за счет организации каркасной системы в стенах и своде был новшеством в строительном деле.

Еще одним ярким явлением в архитектуре конца XVII века стали ярусные "храмы под колоколы". В конструкциях этих храмов применялись приемы сочетания по высоте четвериков и нескольких ярусов из восьмериков с использованием сомкнутых сводов. Распор гасился за счет толщины стен и обстройки нижнего яруса галереями, лестницами и дополнительными объемами. Одним из таких памятников стала построенная в 1694-1697 гг. в подмосковном селе Уборы крепостным зодчим Я.Г. Бухвостовым замечательная ярусная церковь "под колоколы". В церкви Покрова в Филях особую сложность представляло устройство колокольни в верхнем ярусе. Сосредоточенная нагрузка передавалась на нижний свод восьмерика, а затем – через посредство разгрузочных арочек – на стены нижнего четверика, его простенки и угловые столбы. Окончательно распор погашается пристроенными невысокими приделами с полуциркульными сводами. В толщине почти 2-метровых стен устроена лестница на колокольню.

Строительство XVII века отмечено также некоторыми усовершенствованиями в области акустики. В храмах Ростовского кремля сохранились примеры простых устройств для улучшения слышимости внутри помещения, которые получили название голосников. Среди росписей отчетливо видны концентрические углубления, которые как раз и служили этим целям. Таким образом, при глубоком заимствовании конструктивных решений, пришедших в каменное зодчество из XVI века, XVII век внес свою весомую лепту в развитие архитектуры каменных зданий, получив от развивающейся промышленности металлические элементы, которые в корне поменяли подходы к возведению зданий в сторону уменьшения толщины стен и применения более тонких сводчатых конструкций на основе каркаса и металлических связей.

ТОЛЬЯТТИ: +7(927) 212-67-66, строительство коттеджей "под ключ"

По материалам сайта: http://stroitelstvo-tolyatti.ru