Различные виды конструкций лифтовых шахт

Шахта лифта – это конструкция, предназначенная для перемещения в ней кабины лифта и присутствующая практически во всех в моноблочных и кирпичных домах, имеющих более пяти этажей.

Производство лифтовых шахт

Процесс производства шахты сложный и состоит из двух основных этапов: проектировка и непосредственно процесса изготовления шахты и ее составляющих. Для каждого конкретного объекта строительства лифтовые шахты изготавливаются по индивидуальной системе проектирования. При этом инженеры учитываю грузоподъемность кабины, а также цель ее использования. Чаще всего шахты – это железобетонные конструкции, они могут быть разнообразных форм и характеристик, в зависимости от места, в котором будет установлен лифт .

В процессе изготовления шахт и кабин лифта должны соблюдаться требования, описанные в ГОСТе 18103-84 «Установки для изготовления железобетонных объемных блоков санитарно-технических кабин и шахт лифтов».

Важным моментом при планировании шахты является проведения анализа прочности несущих конструкций сооружения с целью выявления оптимальной нагрузки, которое сможет выдержать здание.

Опорой для конструкции шахтового пространства в большинстве случаев являются несущие конструкции самого строения. Другие случаи предполагают создание фундамента под лифт.

Шахта должны быть отделена от примыкающих к ней лестниц и площадок, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами и другими перекрытиями, обеспечивающими достаточное расстояние для безопасной перевозки. При этом она может быть полностью или частично огражденной, а также иметь сетчатое (несплошное) ограждение.

Оснащение и устройство шахты

Шахта – это не только «домик» для кабины, но и место размещения всего оборудования, которое приводит лифт в движение. В ней располагается:


  • непосредственно кабина подъемного оборудования;
  • грузовой противовес;
  • тяговые канаты или цепи, посредством которых тяговое усилие передается от подъемного механизма к кабине.
  • канат ограничителя скорости и натяжное устройство каната ограничителя скорости, которые отвечают за связь кабины с скоростным ограничителем;
  • противовес и направляющие кабины;
  • пружинные упоры (буфера), на которые кабина и противовес упираются при достижении нижнего уровня;
  • подвесной кабель, обеспечивающий связь электрического оборудования кабины с низковольтными комплектными устройствами;
  • различные типы уравновешивающих элементов: канаты, цепи, резинотросовые ленты, которые также выполняют роль противовеса, но при более высоком весе тяговых канатов;
  • электрооборудование, которое помогает определять местонахождение кабины в шахте;
  • освещение для шахты;
  • порталы для установки шахтовых дверей.

Приямок шахты – это пространство, расположенное ниже уровня площадки первого этажа. В нем располагаются упоры кабины, противовес и натяжное устройство ограничителя скорости. Эта зона должна быть надежно защищена от попадания сточных или грунтовых вод.

При проектирования шахты предусматривается зазор приямка от его нижней части до кабины: для пассажирских лифтов – не менее 0,5 м, а для грузовых подъемников – не менее 50 мм.

В зону приямка должен быть обеспечен свободный и безопасный доступ персонала, обслуживавшего лифт. При глубине приямка более 0,9 м для удобства доступа в него в нем в пределах досягаемости от дверного проема устанавливается лестница или специальные скобы. Если эта зоны имеет глубину более 2,5 м, вход в нее оборудуется отдельной специальной дверью.

Верхний этаж шахты – это зона, которая находится между полом верхней посадочной площадки и верхним перекрытием шахты. Здесь в лифтах некоторых моделей установлен концевой выключатель, который размыкает цепь питания подъемного механизма.

Виды шахт

Шахты лифтов по конструкции подразделяют на глухие и приставные. В первом случае ограждение выполняется со всех четырех сторон. Этот тип возводится преимущественно внутри здания.

Приставные «модели» организуются снаружи здания и могут иметь как сплошное ограждение, так и стеклянное. Шахты, выполненные из закаленного стекла, называют металлокаркасными. Несущие конструкции таких шахт прикрепляются к стене зданий посредством специальных кронштейнов. Этот вид шахтового пространства актуален как при проведения реконструкции в старых строениях малой этажности, так и при обустройстве лифтов для коттеджей .

Также шахты делят на несущие и ненесущие. Несущие шахты берут на себя всю нагрузку, возникающую в процессе эксплуатации подъемника. Ненесущие больше выполняют функцию ограждения, а нагрузки при этом перераспределяются на различные элементы зданий.

Различаются они и по форме: бывают шахты прямоугольных форм, круглые или овальные, а также замкнутого или разомкнутого сечения.

Стены выполняются из трех основных строительных материалов: железобетона, полнотелого кирпича, также сегодня появились металлокаркасные шахты.

Кирпичный каркас шахты выполняется из полнотелого кирпича. При этом толщина таких стен должна быть не меньше 250 мм. При строительстве таких шахт важно, чтобы стены не имели дефектов: впадин или выступов.

Шахты из монолитного железобетона возводятся одновременно со строительством дома методом скользящей опалубки. В этом случае закладные детали для крепления направляющих кабины, кронштейнов и противовеса монтируются в процессе возведения здания. В это же время закладываются ниши, в которые при монтаже подъемника устанавливают специальные настилы.

В строительстве глухих шахт используются специальные конструкции – железобетонные тюбинги. Данная конструкция представляет из себя отрезок шахты, равный пролету одного этажа.

Сами тюбинги изготавливают преимущественно на заводах железобетонных изделий. В процессе их изготовления железобетонные шахты оснащают закладными элементами, к которым крепятся кронштейны для направляющих кабины и для противовеса, а также порталы для дверей. Вызывной аппарат устанавливается на внешней стене тюбинга.

Монолитные шахты из железобетонных тюбингов монтируют непосредственно на строительной площадке с использованием башенного крана.

Металлокаркасные шахты – это относительно новый вид, который сегодня широко используется для пассажирских, больничных или грузовых лифтов. Они устанавливаются в случае невозможности возведения глухих шахт, а также часто для создания более оригинального дизайна. За счет своего эстетичного внешнего вида такие шахты являются украшением любого здания (торгового или бизнес-центра, частного дома, музея).

Металлокаркасные шахты также могут как несущими, так и ненесущими. Они могут устанавливаться как в проеме между лестничными маршами, так и снаружи здания.

Сам каркас этого типа шахты состоит из несущих рам, стояков и поясов. Нижняя опорная балка выполняется из равнобочного углового профиля, который укладывают в фундамент приямка строго по уровню. Стояки между собой соединяются горизонтальными поясами, которые представляют собой раму, собранную из угловой стали. «Стены» металлокаркасных шахт выполняются из высокопрочного стекла триплекс.

Кирпичные и железобетонные шахты оборудуются стационарным электрическим освещением, которое должно обеспечивать достаточный уровень света для проведения работ по ремонту лифта при закрытых дверях шахты. Разрешается не оборудовать осветительной аппаратурой только металлокаркасные шахты с остеклением из триплекса, сетчатыми ограждениями или частично огражденные.

В зависимости от типа лифта и его производителя шахты могут быть оборудованы системой вентиляции, охранной и пожарной сигнализаций, оборудованием для диспетчерского контроля, а также оборудованием отопительных систем. Причем устройство управления отопительным оборудованием должно располагаться вне шахтового пространства. Не допускается оснащать шахты оборудованием и прокладывать коммуникации, не относящиеся к работе лифта.

По материалам сайта: http://mlifts.com