Устройство смотровой ямы

Какому автомобилисту не известно, как нужна порой смотровая яма в гараже! Бывает - ерундовая поломка, устранить раз плюнуть, а попробуй, доберись. Или масло поменять - пять минут дел, а приходится тащиться на СТО и платить сумму, явно несоизмеримую с работой. Стоит, пожалуй, пролить немножко пота, поработать несколько выходных и навсегда избавиться от подобных трудностей. На этой странице подробно рассказано, как сделать смотровую яму.

Как и для всех, даже самых простых сооружений, строительство смотровой ямы начинаем с разметки, то есть с определения очертаний будущего инженерного сооружения. Это необходимо, тем более, что устраивать смотровую яму мы будем в уже построенном, а то и действующем гараже. Что, согласитесь, усложняет задачу хотя бы из-за стеснённых условий работы. Разметку котлована выполним исходя из того, что грунт, образующий стенки котлована, будет иметь определённый уклон, при этом размеры смотровой ямы должны выдерживаться в пределах, делающих работу удобной. Это с одной стороны. С другой, выполняя парковку, водитель не должен обливаться холодным потом от страха, что машина провалится. Для страховки от соскальзывания мы предпримем определённые шаги, но об этом дальше. Исходя изо всех упомянутых требований, определим ширину ямы «в чистоте» (то есть по ширине рабочего пространства) в 70 см. Этого достаточно для удобной работы, причём, даже для крошки «Daewoo Matiz» (колея 128 см) останется пространство для манёвра порядка 20 сантиметров (между ямой и колесом). А для «Жигулей» с их колеёй 132 см ширину можно сделать и больше. Сантиметров на пять-десять, но и это неплохо. Длину определяем исходя из личных понятий об удобстве работы, а также размеров гаража, но делать её меньше двух метров вряд ли оправдано.

На полу гаража рисуем (либо обозначаем колышками) прямоугольник будущей смотровой ямы, затем добавляем по всем четырём сторонам толщину стен и, руководствуясь устойчивостью грунта, даём приблизительный запас на уклон земляных стенок. Для плотных суглинков эта величина приблизительно равна 20-30 см. Глубину, определяем из требований эргономики. причём применительно именно к себе, любимому. Ясно, что согнувшись, либо стоя на цыпочках, много не наработаешь. Поэтому рассчитываем смотровую яму таким образом, чтобы от макушки головы до днища машины было расстояние 25-30 см. При клиренсе около 16 см («Жигули») и росте работающего 180 см глубина (снова таки, «в чистоте») будет порядка 1,70 -1,80 м. Тут лучше немного перекопать, чем не докопать, при необходимости под ноги всегда можно подставить скамейку, или сделать на нужной высоте фальшпол.

Теперь нам придётся на некоторое время вообразить себя кротом. Ведь вынуть нужно будет порядка 9 кубометров земли - это немало, особенно если копать вручную, а грунт прочный. Но утешимся тем, что это наиболее трудоёмкая часть работы (в крайнем случае, землекопов можно нанять). Часть грунта необходимо оставить, складировав рядом с гаражом либо внутри его. Эта земля пригодится для засыпки пазух после того, как будут выполнены стены сооружения. Остальную землю вывозим. При расчёте необходимой для вывозки техники необходимо учитывать, что объём разрыхлённой земли будет больше, чем объём котлована, приблизительно на 20-25%. Выравниваем земляной пол котлована, а затем выполняем уплотнение щебнем. Для этого насыпаем щебень равномерным слоем толщиной равной полутора размерам самых крупных кусков. После этого трамбовкой «вбиваем» щебень в грунт.

Смотровая яма в гараже будет гораздо удобнее для работы, если в стенах расположить ниши, куда можно будет класть инструмент, запчасти и различные материалы. Места под ниши нужно предусмотреть заранее, на стадии земляных работ.

Для устройства стен наиболее распространённых и проверенных возможностей две: кладка из блоков (кирпича) и монолитный бетон. В обоих решениях есть свои преимущества и недостатки. Мы рекомендуем и далее будем рассматривать монолитный бетон. По стоимости материалов (особенно если готовить бетон самостоятельно) выйдет дешевле. При установке закладных деталей можно выполнить их качественное и прочное крепление. Да и сооружение в целом будет надёжнее. Начинаем с того, что по уплотнённому щебнем грунту делаем бетонный пол. Шесть-семь сантиметров толщины для него будет более чем достаточно - pppa.ru. Пол армируем проволочной сеткой с ячейкой не более 150х150 мм и толщиной арматуры 4-5 мм. Бетон приготовим исходя из следующих пропорций: на 1 кубометр бетона 300 кг (0,28 м 3 ) цемента ПЦ марки 400; 680 кг (0,47 м 3 ) песка, 1210 кг (0,9 м 3 )щебня фракции 5-20 мм и 210 литров воды. При замешивании вручную воды придётся добавить больше, чтобы смесь была более подвижной, но при использовании бетономешалки лучше соблюсти пропорции, близкие к указанным. Если воды добавляете заметно больше нормы, увеличивайте и количество цемента килограммов на десять-пятнадцать. Бетон, полученный таким образом, будет иметь марку прочности на сжатие 200, что для нас более чем достаточно.

Стены будем делать толщиной 15 сантиметров, этого вполне достаточно для смотровой ямы. Состав бетона немного иной, чем для пола: цемент 360 кг (0,33 м 3 ), песок 670 кг (0,46 м 3 ), щебень 1168 кг (0,86 м 3 ), воды всё те же 210 литров. Бетонировать стены будем послойно, ярусами в тридцать-сорок сантиметров высотой, уплотняя штыкованием, для чего хорошо подойдёт узкая лопата. Более толстый массив вручную качественно уплотнить невозможно, разве что где-то раздобыть глубинный вибратор (скажем, взять на прокат). Но и в этом случае не стоит делать ярус больше 50 см. В качестве опалубки, используем листы ОСП толщиной 10-12 мм. Впоследствии ОСП пригодится для различных гаражных нужд: сделать полки, или стеллажи, обшивку ворот при утеплении и т.д. При устройстве стен смотровой ямы армированием иногда пренебрегают, но лучше не поскупиться и всё же выполнить эту операцию. В качестве арматуры можно использовать такую же сетку, как и для пола. Установим её на расстоянии 3 см или чуть меньше от внутренней плоскости стены. Установленная сразу на всю высоту ямы сетка будет здорово мешать, поэтому монтировать её будем полосами по ходу бетонирования.


Устанавливая опалубку, сразу выполняем устройство стеновых ниш. «Потолок» ниш армируем по всей длине двумя-тремя арматурными стержнями (арматуры A-III диаметром 8-10 мм будет достаточно), чтобы они не сдвинулись, скрепляем их между собой проволокой. В последнем ярусе нелишне будет предусмотреть наклонные цилиндрические «стаканы», куда впоследствии установим светильники. Устройство таких стаканов можно обеспечить, наклонно вставив в опалубку обрезанную под углом пластиковую канализационную трубу. Периметр ямы обрамляем закладной деталью, сваренной из уголков с шириной полки в пределах 60-70 мм. «Усы» (анкера) закладной детали выполняем из арматуры, тождественной той, что мы использовали при армировании ниш. Длину анкера принимаем равной 50 см. Если при установке детали анкер не входит по высоте яруса, можно его согнуть как нужно. Обрамление выполняет несколько задач: укрепляет угол стены, служит «обоймой» для укладки дощатого настила перекрытия, наконец, о чём уже говорилось, исполняет роль страховочного поребрика, препятствующего соскальзыванию в яму колёса автомобиля. Чтобы бетон не разрушился при перемещении опалубки, нужно дать ему схватиться на протяжении двух-трёх дней. После устройства последнего яруса, до начала обратной засыпки, пусть постоит хотя бы неделю.

Обратную засыпку делаем суглинком, слоями по 15-20 см, тщательно трамбуя каждый слой. В идеале засыпку можно выполнить так называемым «несжимаемым» грунтом (щебень, гравий). Однако это дорого, к тому же для легкового автомобиля не особо нужно. Можно пойти на хитрость. После того как сделаем обратную засыпку, сразу не бетонировать пол, а подсыпать щебнем до нужной высоты (если в гараже уже был выполнен пол). Через пару недель, заезжая и выезжая из гаража, вы колёсами утрамбуете грунт в местах пазух, после чего смело можно бетонировать пол. Гарантированно не просядет.

Сделать смотровую яму не достаточно, надо еще ее и «обустроить». Для этого прокладываем осветительные провода, устанавливаем светильники, розетки и выключатели, делаем перекрытие ямы (настил). Для настила используем широкие доску «сороковку» (40 мм толщиной). Доски можно сбить в несколько щитов, но не стоит их делать слишком большими и тяжёлыми. Если используется напряжение 220В, провода нужно спрятать в гофрорукав (лучше стальной). Розетки и выключатель применяем полугерметичные влагозащищённые.

Если в вашей местности высок уровень подземных вод и есть опасность, что смотровую яму будет заливать, необходима качественная гидроизоляция. Гидроизоляцию выполним комплексную и в качестве первого «рубежа обороны» применим барьер из рулонных материалов. Укладываем под бетон пола слой гидроизоляционной плёнки (акваизол, бутилкаучук и т.п.) таким образом, чтобы края полотнища заходили на стены не меньше чем 15-20 см по всему периметру. Выполняя бетонирование стен, последовательно укладываем слои изоляции. Укладку осуществляем внахлёст не менее чем на15 см.

Обратную засыпку при опасности подтопления делаем жирной глиной, трамбуя её слоями по 15-20 см.

Заключительным мероприятием защиты, будет добавление в бетон гидрофобизирующих добавок при его приготовлении.

Несколько слов об «охране труда», точнее, охране вашего здоровья от этого самого труда. Выполняя земляные работы в неустойчивых грунтах обязательно устраивайте крепление стенок котлована (обеспечить их уклон по линии естественного откоса - задача заведомо более трудоёмкая). То, что грунты неустойчивы и склонны к обрушению, будет видно уже в начале земляных работ - pppa.ru. Крепление выполняем, накладывая на стены доски и раскрепляя их распорками. Это желательно сделать, когда глубина котлована достигнет метра или немногим больше. Впрочем, если грунт неустойчив, то есть вероятность, что без укрепления стен дальнейшая работа станет крайне затруднительной, а то и вообще остановится.

Выполняя работы, не пренебрегайте средствами индивидуальной защиты (брезентовые рукавицы, прочные рабочие ботинки). Работая перфоратором, отбойным молотком, «болгаркой» не поленитесь надеть защитные очки, иначе смотровая яма в гараже может дорого обойтись. Ну и, наконец, работайте с напарником. Пускай даже у напарника каблуки и накрашенные ресницы. Инструмент подаст или воды принесет. Сил для этого много не надо. А случись неприятность, сможет позвать на помощь.

По материалам сайта: http://www.pppa.ru