Искусство мозаики

Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи. История мозаики восходит к временам 2 половины 4 тысячелетия до н.э. которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Расцветом мозаического искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался М.В. Ломоносов, однако, по его смерти, мозаичное дело не получило продолжения. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления церквей и дворцов, в недавнем прошлом - в украшении общественных зданий и метро. В настоящее время мозаичные панно используют для украшения храмов, интерьеров жилых помещений и общественных зданий.

Мозаика из камня

Материалом для создания мозаичной композиции служат плоские кусочки камня, подогнанные плотно друг к другу, которые создают узоры и картины. Толщина пластин из камня составляет от 3 мм (для мозаики размером 50-100 мм) до 6 мм. Для мозаик большего размера используют более толстые пластины, способные выдержать механизированное шлифование и полирование. Флорентийцы использовали для мозаики мрамор, серпентин, агат, лазурит, яшму и другие камни, имеющие интересную текстуру и легко поддающиеся обработке. Материалы для набора должны иметь одинаковую твердость, иначе шлифовка и финальная полировка мозаики будут затруднены. После распиловки на кусочки их подрезают или обкусывают для удаления острых выступов, обращая особое внимание на то, чтобы прямые стороны были действительно прямыми, изгибы - плавными, а боковые грани - перпендикулярными поверхности пластин. Все это необходимо для точной подгонки деталей набора. При этом необходимо помнить, что даже незначительный скол на лицевой стороне пластинки - это всегда брак, который будет непросто исправить. Сперва набор мозаики выполняют всухую: на рисунок раскладывают готовые детали. Все детали должны подгоняться плотно. При необходимости некоторые детали дорабатывают вручную.

Привлекательность мозаичного панно зависит не только от умения мастера выбрать композицию, но и от набора камней (их цвета, текстуры, размеров). Работа начинается с выбора композиции и переноса рисунка. Рисунок композиции не должен иметь сложных контуров. Рисунок переводят через копирку на чистый лист плотной бумаги, копию разрезают на отдельные детали с таким расчетом, чтобы каждая из них могла быть изготовлена из одного кусочка (пластинки). Поэтому контуры деталей должны быть как можно более простыми, без резких поворотов и волнистости. Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, наклеивают на подходящие по цвету и текстуре пластинки камней водостойким клеем. В качестве подложки, или основы, для мозаичных наборов больших и средних размеров служат обычно асбестоцемент и камень. Небольшие наборы монтируют на стекле, дереве, пластмассах. Поверхность подложки должна быть ровной, но шероховатой. Материалом для основания монументальной мозаичной композиции обычно служит фанера толщиной 12 мм и более, пропитанная водонепроницаемым составом (например, горячей олифой). Для закрепления набора самоцветных пластинок на подложке используют разнообразные водостойкие клеевые составы. Поскольку большинство из них после отвердевания дают усадку, в них добавляют наполнитель - толченое стекло, кирпичный порошок. Клей с наполнителем наносят слоем на подложку. Затем тыльную сторону детали смазывают тонким слоем слегка разжиженного клея и вдавливают ее в клеевой слой подложки. Для лучшего сцепления на тыльной поверхности деталей

Лучшим во всех отношениях клеевым составом является эпоксидная смола, обеспечивающая высокую прочность склеивания. Детали наклеивают последовательно одну за другой, начав, например, с центра композиции или одного из ее углов. При этом их лицевые поверхности должны располагаться в одной плоскости, выступы и впадины не допускаются, иначе шлифовка набора будет невозможна.

Флорентийская мозаика

Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская. «Pietra Dura» - в переводе с итальянского языка - «поделочный камень» или флорентийская мозаика. Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор.


Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».

История Флорентийской мозаики связана с одним из благородных семейств того времени - Медичи, которые всегда покровительствовали искусству и собирали различные коллекции. В частности Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров.

В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов искусства из камня было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности.

Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».

Развитие искусства флорентийской мозаики имело огромную поддержку со стороны Гранд Дюка Флорентийского, так как это был отличный шанс произвести впечатление на глав более крупных и более влиятельных государств, для семьи Медичи это также служило предметом отдельной гордости, так как финансирование производства предметов искусства «pietra dura» являлось доказательством их финансового величия. Позднее, начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу XIX века этот вид искусства вышел из моды.

В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX в. составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время - ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальность, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения.

Мозаика-арт - авторская модификация флорентийской мозаики, в которой из тонких пластин камня набирается только сам рисунок. Фон - специальный состав, а тонкую шлифовку и полировку заменяет стекло, на которое и набирается рисунок.

В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. В Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана экспонируется один из лучших примеров флорентийской мозаики - картина-панно, вставленная в шкафчик из дерева "амбоин", выложенная из 20 тыс. кусочков самоцветов; использованы лазурит, яшма, мрамор, амазонит и другие минералы. На Петергофской гранильной фабрике в 80–90-е годы XIX века было сделано несколько таких шкафчиков, два из которых выставлены в Эрмитаже, а этот экземпляр делался для императрицы Марии Федоровны и работа над ним шести художников заняла более пяти лет. Флорентийская мозаика высокого уровня всегда будет пользоваться большим спросом у коллекционеров и ценителей искусства. Являясь произведением искусства, флорентийская мозаика имеет яркую индивидуальность и идеально подходит для украшения интерьеров, и в этом плане может достойно соперничать с хорошим антиквариатом.

Русская мозаика

Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений. А.Е. Ферсман так описывает технику русской мозаики в книге "Очерки по истории камня": "Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе - все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня".

Большим достижением в искусстве русской мозаики являются "Агатовые комнаты" в Царском Селе. Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором - применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного и камнерезного искусства России - карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов и помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых - для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит - оазисы в пустынях, лазурит - моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.

Литература:

Банк Г. -В мире самоцветов. М: «Мир», 1979.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М. Искусство, 1973, 512 с.

Лебединский В.И. - В удивительном мире камня. Изд. 3-е, перераб.и доп. - М. Недра, 1985.- 224 с.

Смит Г. -Драгоценные камни. М: «Мир», 1980

Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2 (1961) //М, изд. АН СССР

По материалам сайта: http://mindraw.web.ru