Виды закрепки камней в ювелирных изделиях

Для того чтобы вставка в ювелирном украшении держалась и не выпадала, ее необходимо закрепить. В ювелирной работе существуют различные способы фиксации вставок из драгоценных камней в изделие. Сам процесс установки камня в гнездо или оправу называется закрепкой. Получившееся в результате работы украшение должно быть не только красивым, но и удобным в ношении. Поэтому закрепке уделяют особое внимание при изготовлении ювелирных украшений. Гнездо должно быть подогнано под размер драгоценного камня, оправа должна оптимально сочетаться со вставкой и выгодно обрамлять камень. Если грани камня или шипы будут постоянно тереться о кожу, то женщина вскоре будет вынуждена отказаться от такого некачественного изделия. Плохо проделанная работа по закреплению камня может стать причиной потери вставки, постоянного цепляния за одежду и окружающие предметы. Оправа или шатон, царга, каста, служит частью ювелирного украшения, в которое крепят вставки из драгоценных или полудрагоценных камней. Закрепки могут быть самыми разными по способу исполнения, выбор способа фиксации камня зависит от особенностей украшения и специфики, размеров камней для вставки.

Самым простым типом оправы является глухой каст. Для данного способа характерно расположение камней на чашке с плоским дном. Благодаря стенкам чаши, камень удерживается в украшении. Стенки плотно окружают вставку. Для данного способа подходят только камни с плоской поверхностью в месте соприкосновения с дном чаши. Сверху на камень падает свет, для данного способа применяют в основном бирюзу, коралл, яшму и другие непрозрачные камни. Если применять прозрачную вставку, то необходимо покрыть дно чаши полированным фольгированным слоем, чтобы добиться особой яркости камня. Минус данного метода состоит в том, что под кастом нельзя проверить состояние камня, наличие дефектов. Но в качестве преимущества можно назвать прочное сцепление, которое позволяет использовать украшения в повседневной жизни.

Для фиксации вставок из прозрачных камней используют царговый или ободковый каст. Данный способ закрепки делят на несколько видов: камейная, зеркальная оправы, оправа венчиком. Чаще всего при создании ободкового каста используют ажурные узоры и плетения. Камень оказывается освещенным не только сверху, он подсвечивается и снизу. Опорный поясок обеспечивает его надежную фиксацию. В верхней части ободкового каста внутри изделия вырезают полочку с помощью специального инструмента. На данное место устанавливают камень, ободок надежно охватывает камень по окружности или по периметру, в зависимости от огранки материала.

Маленькие столбики (корнеры) применяются в корнеровой закрепке. Вокруг камня устанавливаются металлические корнеры, обычно материал совпадает с материалом ювелирного изделия. Для придания привлекательного внешнего вида корнеры выполняют в форме шариков. Снизу камень получает свободный доступ, его можно легко чистить. Обычно данный способ оформления украшений применяется в том случае, если планируется использовать большое количество небольших камней. Несомненным преимуществом использования данного способа является то, что все изделие можно украсить вставками. Сами камни визуально увеличиваются, благодаря наличию лишь корнеров вокруг вставки. Но стоит уделить внимание качеству выполнения корнеров: при некачественной работе столбики будут цепляться за окружающие предметы, а сам камень может выпасть при чистке или во время ношения. Корнеровые касты делят на встроенные и открытые. Открытый вариант сочетает в себе использование корнеров и фиксацию с помощью ободка кольца. Встроенные касты делятся на каре, тиктовый и фаденовый виды. В украшении высверливается отверстие, которое играет роль гнезда для вставки. При тиктовом методе камни обычно хаотично «разбросаны» по поверхности украшения.

Закрепка паве представляет собой разновидность тиктового типа закрепки. При этом небольшие камни фиксируются ровными рядами. Метал обычно не просматривается сквозь ряды камней. Паве (в переводе с франц. языка — мостовая) образует единую поверхность из вставок. В поверхности металла украшения сверлят отверстия, которые призваны удерживать вставки вместе с миниатюрными наплывами металла. После установки камней в отверстия все зазоры заполняют расплавленным металлом, который плотно заполняет промежутки между вставками. Порой ювелиры умудряются создать скопление мелких драгоценных камней, которые издали воспринимаются, как один ограненный камень.

Одним из распространенных способов закрепки стал крапановый каст. Лапки-зажимы носят название крапанов, они-то и дали имя касту. Лапки выступают возле вставки в виде ободочной кромки. На полку-основу устанавливается камень. Крапаны могут быть разных видов, но главным условием является качественно проделанная работа ювелира. В таком случае, лапки не будут цепляться за одежду. Такой каст способствует легкому восприятию камня вне зависимости от его размеров. Вставка кажется зрительно больше и светлее.

Одним из видов крапанового каста является кармезиновый способ крепления. Хотя о нем мало кто слышал, но кольца в таком оформлении можно найти в ларцах наших бабушек и мам. Крупный камень обычно располагается в центре ювелирного украшения. Он окружен мелкими камнями традиционно контрастного цвета, чтобы оттенить глубину центральной вставки. Мелкие камни венком окружают основной крупный камень по периметру или по окружности в зависимости от формы вставки.


При производстве обручальных колец чаще всего используют закрепку канального типа. Она считается самой прочной, именно поэтому применяется при изготовлении колец для молодоженов, которые обычно носят украшение всю жизнь. Обычно данный способ закрепки используется, если нужно сделать акцент на основном камне в центре кольца. Можно применить канальный каст и тогда, если вставки должны расположиться одним ровным рядом. Иногда канал проходит по всему кольцу, камни аккуратно помещаются в углубление. При прямоугольной огранке вставок создается особое элегантное впечатление от украшения.

Для камней круглой, сложной формы, а также для жемчуга чаще всего используют клеевой способ крепления вставки. В чашку сферической формы помещается резьбовой штифт. Во вставке готовится отверстие под штифт, затем камень насаживается на установленную конструкцию. Предварительно штифт промазывается клеящим составом. После этого вставка надежно фиксируется в украшении. Вставка не выпадет в том случае, если ювелир тщательно подогнал размеры отверстия и штифта.

Особую красоту украшению придает полуглухой способ крепления без дополнительной опоры для вставки. Создается удивительное впечатление, что камень в центре украшения висит в воздухе. В пазы кольца обычно вставляют секции рундиста, за которые и держится вставка. При производстве таких украшений камень обычно зажимают под большим давлением. Обычно применяются сплавы, которым можно придавать форму вставки. Это позволяет сравнить надежность закрепки с глухим способом крепления камня.

Дата публикации: 20.04.2011

По материалам сайта: http://a-gold.su