глава 5. Камни с ямочками

Такие камни, как следует из названия, имеют на своей поверхности углубления и ямочки различных форм. В предыдущей главе мы рассматривали камни-следовики, где углубления в камне имеют форму следа. Но чаще встречаются камни, имеющие ямочки в форме чашечек (чашечники), неглубоких лунок (луночники) или, словно, следов от пальца (перстовики).

Расположение ямочек может быть совершенно разным, но иногда встречается порядок, соответствующий расположению звезд на небе, чаще - созвездия Большой Медведицы. Поэтому в современной литературе они так и называются «камни с Большой Медведицей» .Такие камни можно встретить в разных уголках территории России,так известны:камень "Медведица"в Поозерье Новгородской области, Бологовский камень,камни Кавказа, камень в районе Строгино в Москве и др.

На камнях изображалось не столько астрономическое понимание неба,сколько сакральное,потому что у древних русичей как Солнце обычно связывалось с богом Яром(см.главу Яра Русь),так звёзды-с богиней Макошью(см.главу Макошь).

Камни с ямочками встречаются и на всей территории Европы.Выемки на каменных крестах известны в Печорском районе Псковской области, в Чехии, Моравии, в Северной Осетии в селе Заманкул,в Пелесе (Литва). В Германии такие углубления есть на стенах церквей. Ямочки выбиты даже на половецких каменных бабах.Довольно часто можно встретить и на территории Карелии с ямочками валуны,большие и маленькие плоские камни.

Так для чего же всё-таки служили такие «изделия», да ещё в таких больших количествах? Неужели эта тайна утеряна для нас навсегда?

Чтобы воскресить родовую память, обратимся к самим камням.


Передо мной плоский однородный камень, величиной с ладонь. Его поверхность настолько гладкая и ровная, а главное, по форме напоминает голову медведя, что приходит уверенность в его искусственном происхождении: такое «изделие» можно было бы получить, залив, например, в соответствующую формочку бетон. Причём, «шрам», оставшийся по периметру всего бока камня говорит о том, что данный камень отливался в два захода: пока специалист по литью камня,*залив первый ковшик бетона в форму, зачерпывал вторую порцию, нижний слой успел немного застыть, навеки разъединившись с верхним, более поздним слоем, чёткой границей.

Но, пожалуй, самым любопытным, являются две небольшие одинаковые ямочки на поверхности этого камня, как бы вдавленные пальцем на глубину 5 мм, диаметром 1 см.

Любопытство заставляет меня снова порыться в разных книжных и статейных источниках с целью найти объяснение увиденному. И вот, прочитав всё, что только удалось найти по этой теме, у меня сложился следующий пазл:

С древних времён и по сей день существует традиция устанавливать каменные надгробия на могилах.Все камни:круглые валуны, плоские большие и малые,каменные могильные кресты,считались границей между Навью - духовным миром ушедших предков и Явью - материальным миром живущих людей. Поэтому, люди полагали, что выбив на камне ямочку - «окошко» в иной мир, можно общаться с душами умерших родственников.

Существовала,также и такая традиция:когда близкий человек умирал,специально для него отливали и клали у изголовья небольшой камень для прохождения сквозь него души…-этот камень,проделав в нём окошки для общения,оставляли в доме.

Книга Велеса сообщает,что звездное небо- Ирий,Иной Мир,населён богами и душами Предков.". души пращуров сияют нам звёздами из Ирия".Считалось,что каждый человек рождается под своей звездой и снова возвращается к ней после своей смерти. Поэтому и дырочки на валунах часто располагали в виде созвездий.

Но интересно и другое. Камни с ямочками ещё назывались «Камнями зачатия» и почитались беременными женщинами, а также женщинами, желающими зачать ребёнка. А эта традиция откуда? -оказывается всё от того же представления наших праотцов о камне-как о границе между мирами.

Ведь души умерших, как считалось, возвращаются туда же, откуда пришли: уМИРают -то есть, возвращаются в потусторонний МИР- отделить понятия «рождение» и «смерть» невозможно. Так, А.К. Байбурин, изучая место ритуала в традиционной культуре, пишет, что «похороны и рождение представляют собой единый комплекс, регулирующий отношения между предками и потомками: смерть вызывает необходимость рождения, которое неизбежно ведет к смерти и новому рождению». Вокруг мы видим циклы природы, которая каждую осень умирает, но лишь для того чтоб обновленной возродиться с приходом весны. Зерно умирает во вспаханной земле, чтоб родиться колосом и дать начало новым зернам. Так в сознании ведических славян укоренилось,что всякая смерть это пролог к будущему рождению. В Славянской Традиции этот круг перерождений (реинкарнаций) называется – Колород.

Почитание Камней с ямочками женщинами в ожидании ребёнка заключалось в том, что в лунки клали требы: зерно, хлеб или садились на камень.

Давайте теперь, разберёмся, почему именно зерно и хлеб.

Хлеб в повседневной жизни славян играл настолько важную роль, что рождение хлеба из теста плотно переплелось с представлениями о внутриутробном развитии ребенка и последующем появлении его на свет. Процесс зачатия детей, при этом, сравнивался с закваской теста для хлеба.-Всё это зашифровано было нашим народом в сказках: например, в известной и любимой детской сказке «Колобок» и в ряде сказок для взрослых, записанных выдающимся русским собирателем фольклора А.Н. Афанасьевым.

Кроме того, считалось, что птицы, кроме душ предков (см. главу Камни-Требники) приносят весну и души новорожденных детей.

По сей день сохранившееся поверье, что детей приносит аист объясняется тем же: в ряде мест, особенно на западе Руси, верили, что только такая птица, как аист (бочан, бусел, стерх) может проникать в загадочное место, где обитают души нерождённых детей и переносить их в мир живых людей. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик.

В этом случае, хлеб и зерно служили птичьим кормом, с помощью которого женщина привлекала душу ребёнка. А для усиления эффекта, свои действия сопровождала закличками.

Здесь надо дать пояснение, что такое «заклички».

Закличка - это был своеобразный речитатив, наполненный определенным внутренним ритмом. Произносились они для того, чтобы привлечь птиц, весну, животных и насекомых, для обращения к природным стихиям, к навьим людям, к умершим предкам и др. Заклички были традиционными и переходили из поколения в поколение.

Заклички произносились довольно часто- это был, своего рода, способ общения человека с природой и со всем своим родом. Практически нет ни одной русской народной сказки, в которой бы их герои не использовали бы заклички, заклички всегда сопровождали детские дворовые игры ещё во времена моего детства:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло….

По щучьему велению, по моему хотению….

Дождик, дождик, пуще - дам тебе гущи…

Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Рязань…

Ягода клюква, покажись крупна, да подснежная, да валежная.

Божья коровка, ты лети на небо, принеси нам хлеба черного и белого, только не горелого.

Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.

Мышка, мышка, возьми гнилой зуб, а дай мне хороший…и.т.д.

Традиция кликанья появилась ещё во времена захоронений-курганов, которые строились с начала каменного века до античных времён. Кроме функции могильников, курганы выполняли ещё и роль границы владений определённых народов (на русском языке слово «курган» прежде означало «граница», «межа») - за курганами начиналась чужая земля. И в этом прослеживается абсолютное тождество с ролью пограничных Велесовых Камней. В те далекие времена славяне поднимались на могилы-курганы кликать весну.

Продолжали эту магическую обрядовую традицию, уже в более поздний исторический период, славяне каждый год в начале марта. Конечно, до календарной реформы Петра 1,навязавшей римские названия месяцам года, март наименовался на Руси более выразительно: зимобор, протальник, сухый, березозол. В наших, северных широтах, название марта сухый или сухий говорило о появлении весенней теплоты, осушающей всякую влагу. Еще нередко месяц март носил название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое «пролетье». Вот как раз в начале пролетья- на границе между зимой и весной и начинали кликать весну с крыш своих домов, с пригорков, с деревьев женщины и девушки.

Чтобы весна услыхала, заклички говорить надо было громко и заканчивать высокими, сильными призывными “гуканьем” “ауканьем”или “аканьем”, далеко разносившемся в весеннем небе:

Считалось,что на океане,на острове Буяне,в далёкой счастливой,тёплой,солнечной стране -в Ирии, из Алатыря-Камня произрастает Мировое Древо, в кроне которого зимуют птицы и живут души умерших Предков.А жаворонку или кукушке(образ богини Живы)доверен ключ-весна,которым эта птица отворяет Ирий,когда слышит призывы людей.

В стремлении приблизить, ускорить это событие, хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачи”, “жаворонки”, “птюшки”, “чувильки”. Каждый член семьи получал по такому печенью и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с разными закличками:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Известно и то,что у Камней с лунками совершались гадания.Например,сведущий человек бросает небольшой камешек и, смотря по тому, в какую из лунок он скатился,узнавал Волю Богов.Или ещё:человек,желающий узнать Волю Богов подходил к Камню и после прочтения особого Заговора или Славления,загадывал вопрос или просьбу,стараясь услышать ответ.

Поскольку курганы(в данном обряде как символы Мировой горы) служили не только высокими ограждениями,но и погребениями,то продолжая традицию предков,заклички весны, после домашних обрядов, продолжали проводить… на кладбище - на границе между этим и другим миром. Заклички на кладбище имели протяжный напев и должны были вызвать пробуждение земли и наступление тепла, а также привлечь души предков и души нерожденных детей. Здесь в обряде и участвовал такой атрибут, как камень с ямочками. Часто с таким камнем совершалось магическое действо, с целью попросить душу какого-нибудь конкретного умершего родственника вновь воплотиться в теле будущего ребёнка ,в согласии с философской славянской мыслью:

«всё возвращается на круги своя» .

Автор: Елена Витальева, материал опубликован: 17.06.2015, 18:16

При использовании материалов ссылка на автора и сайт www.karvin.ru обязательна!

По материалам сайта: http://www.karvin.ru