Заменители драгоценных камней

О драгоценных камнях и их применении >>

       Только не думайте, что подделывать камни научились только вчера! Как и чем заменить настоящие драгоценности знали и в глубокой древности. Например, египтяне с успехом имитировали лазурит, а римляне изготавливали в больших количествах искусственный жемчуг. Со времен изобретения стекла европейский рынок наводняют «драгоценные камни», называемые стразами. В наши дни популярно «выращивать» минералы в лабораториях

       Все эти «заменители» можно разделить на пять групп.

1. Культивированный жемчуг

       Известно, что уже в XIII веке, китайцы клали маленькую фигурку Будды между мантией и створкой пресноводного моллюска. Чтобы избавится от раздражения моллюск покрывал фигурку слоем перламутра. А в 1894 году в Японии начали задумываться над производством «быстрорастущих» жемчужин. В качестве раздражающей «песчинки» брали шарик перламутра и помещали его в морскую устрицу-жемчужницу. Сначала научились делать жемчужинки в форме полусферы блистер. Круглый же жемчуг появился на лондонском рынке только в 1921 году.

2. Облагороженные камни

       Это натуральные камни, но их внешний вид (цвет, например) специально улучшен, для повышения их стоимости. Воздействие может быть, например, химическим, термическим, даже радиоактивным. В принципе облагородить можно любой камень, но не всегда «овчинка стоит выделки». В коммерческих количествах улучшают лишь немногие минералы.

      В Германии окрашивают агат и разновидности халцедона.

      В Бразилии кристаллы дымчатого кварца и не очень удачные аметисты превращают в цитрины и «аметрины» (фиолетово-желтые кварцы). Эти цитрины еще часто называют «бразильский топаз» или «мадейра-топаз».

      А в Таиланде, наоборот, из слишком темных цирконов нагреванием получают бесцветные, напоминающие алмаз камни голубоватые (старлит) и золотистые (жаргон).


      Шри-Ланка поставляет на рынок сапфиры также прошедшие термическую обработку. Облучают на циклотроне алмазы, для придания им зеленого оттенка. Улучшают чистоту алмазов лазерным сверлением выбирают включение, затем заполняют отверстие смолой. Еще с античных времен под слабоокрашенные или бесцветные кабошоны (камни, граненые в виде гладкой полусферы) подкладывали фольгу или бумагу.

      Бесцветным или окрашенным маслом натирают изумруды, сапфиры, рубины для оптического устранения трещин. Трещины и сколы также «чинят» заполняя их стеклом или эпоксидной смолой.

      Бирюзу пропитывают парафином или пластиком, чтобы защитить от внешних воздействий.

3. Составные камни

      Это так называемые «дуплеты» и «триплеты», то есть камни, состоящие из двух или трех частей.

      Чаще всего встречается дуплет черного опала. Камень этот хрупкий и в природе часто бывает в виде тонких прожилок. Вот его и наклеивают на более прочную основу. Некоторые мягкие, но красивые минералы «укрепляют» сверху, наращивая слой прозрачного кварца, или граната до, или после огранки камня. Бывает, что обе половинки дуплета состоят из настоящего камня, а вместе их «склеивают», чтобы повысить их (его) стоимость

      Триплеты часто состоят из цветной серединки и прозрачных «дна» и «верха». Причем серединкой может служить как и настоящий камень, так и слой краски, стекла, либо другой заменитель. Трехслойный «сандвич» из прозрачного кварца и зеленого стекла одно время успешно выдавали за изумруд. Такие «камни» очень боятся горячей воды, спирта или хлороформа. Также подделка заметна, если есть возможность посмотреть на «камушек» сбоку. Поверхность соприкосновения слоев также можно увидеть, погрузив изделие в жидкость это главный способ «разоблачения» подобных заменителей.

4. Искусственные драгоценные камни

      Это практически те же камни, с точки зрения химического состава, кристаллической структуры и почти всех физических свойств. Объективно они даже лучше, так как в них нет (ну или почти нет) нежелательных включений, расколов, их цвет чище и гомогенней. Только вот растут они гораздо быстрее натуральных, требуют меньше труда в их получении и соответственно стоят намного дешевле.

      Сначала синтезировали камни только для промышленных целей, в основном как абразивные материалы. Затем стали синтезировать корунды (сапфиры и рубины) для часов. «Часы на 16-ти камнях» - это про включенные в механизм рубины. А «стекло» в швейцарских часах не стекло вовсе, а прозрачный синтетический сапфир, ведь он практически не царапается! Затем рубины стали использовать для лазеров, а кварц - в электронной промышленности (для стабилизации длин радиоволн и частоты колебаний на линиях телефонной связи и в радарах).

      Первые камни «ювелирного значения» появились в XIXвеке, и это были конечно же рубины. Позже наладили синтез шпинели, изумруда, кварца. Начали изобретать новые «усовершенствованные» кристаллы, имитирующие, например, алмазы. К таким камням относится кубический диоксид циркония (сокращенно CZ), у нас более известный под именем «фианит» - так как впервые он был получен в Физическом институте АН СССР (ФИАНе).

      Синтезируют и алмазы (с 1955 года), но пока только очень мелкие, промышленные. Ювелирные синтетические алмазы пока стоят дороже выкопанных из земли.

5. Имитации

      Проще говоря, подделки, часто изготовленные искусственно и только внешне напоминающие оригинал. В основном это стекло, пластмасса. Имитацией бирюзы, лазурита может быть керамика. Более дешевые камни могут выдаваться за дорогие. Фантазия здесь безгранична.

По материалам сайта: http://wwweekend.narod.ru