Бордюрный камень

Бордюрный камень имеет различную длину форму и назначение, он применяется как для разделения покрытий, например тротуарной плитки и асфальтобетона, так и для отделения проезжей части от тротуара. Я встречал различные исполнения в частном домостроении и в этой статье расскажу вам о достоинствах и недостатках наиболее подходящих бордюров для дома.

Во первых хочу сказать о том что ни одна дорожка на приусадебном участке не обойдётся без бордюрного камня. он позволяет плитке не расползаться под действием нагрузок, обрамляет дорожку и зачастую позволяет приподнять её относительно газона, тем самым обеспечив отвод воды с поверхности дорожки. Выбирать бордюрный камень стоит исходя из условий его применения и назначения. Далее я приведу примеры основных видов бордюрного камня.

БР100.30.15 – это бордюрный камень, который повсеместно применяется для разделения проезжей части и тротуара. Маркировка расшифровывается так: БР – Бордюрный Камень. 100 – длина 100см, 30 – высота 30см, 15 – ширина 15см. Как правило, такой бордюрный камень выполняется методом полусухого вибропрессования и имеет серый цвет готового бетонного изделия, хотя современные технологии позволяют создавать бордюры в различных цветовых исполнениях. Для благоустройства территории частного дома подходит на прямых участках в местах проезда автомобиля, подъездные дорожки обрамлённые таким бордюром смотрятся отменно и заменить чем-то другим сложно, я не говорю о буржуйских замашках на бордюры из натурального гранита и т.п. Дополнительно подчеркнуть данный тип бордюрного камня можно, покрасив его в белый цвет водостойкой краской. Красиво, приятно, хорошо – но данный тип бордюрного камня имеет свои недостатки, такие как:

- довольно большой вес (в зависимости от используемых материалов и технологий вес такого бордюра может колебаться в пределах от 100 до 150кг),

- всё из-за того же большого веса и объёма бордюр довольно сложно кромить (срезать углы), что значительно добавляет работы на закруглениях.

В общем если применять такой бордюрный камень. то на прямых участках и желательно с привлечением наёмной рабочей силы, иначе всё здоровье вместе с этим бордюром положить можно.

Следующий тип бордюрного камня. который можно рассматривать это БР100.20.8. Расшифровка маркировки та же что и ранее. Такой бордюрный камень иначе называют – поребрик. Применяется он в основном для отделения покрытия тротуара от газона, клумбы или другого типа покрытия. Так же как и больший собрат может изготавливаться в различных цветовых вариантах. Работа с паребриком намного проще, чем с бордюром, так как он меньше и легче.

Ну и последний вариант бордюрного камня это бордюр, который выполняют специально для тротуарной плитки. Я дал бы ему марку БР50.20.8 всё с той же расшифровкой. Технология его приготовления схожа с технологией изготовления тротуарной плитки – в смазанную вазелином или другим маслом силиконовую форму заливается готовый бетонный раствор с красителями и отправляется на вибростол. Всё просто. Такие бордюрные камни имеют различную форму поперечного сечения и могут варьироваться от прямоугольной до фигурной. С таким бордюрным камнем очень удобно работать одному всё из-за тех же показателей что и ранее: вес, объём.


Выше я привёл основные, повсеместно доступные виды бордюрного камня. Решите для себя какой вид будете использовать вы, выбирайте в зависимости от месторасположения и назначения бордюрного камня.

Приблизительно в 50% случаев укладки бордюрного камня я вижу ужасный результат, который портит весь эстетический вид благоустройства. Выполняют его, таким образом, по разным причинам, основные из которых недостаток знаний о технологии монтажа бордюрного камня или лень, но как бы то не было результат всегда один – вся работа насмарку.

Далее я расскажу о технологии монтажа бордюра и основных ошибках, которые имеют место быть.

Справа приведён схематичный поперечный профиль проезжей части и тротуара, разделённых бордюрным камнем. На схеме ясно и чётко видно что, как и куда. Вообще при строительстве проездов и тротуаров первым делом выполняют рвзбивку в плане, т.е. разбиваются контуры дорожки или проезда кольями из арматуры. Далее по разбивке выполняем срезку растительного слоя и нижележащего грунта, а затем устройство основания. Для экономии денежных средств, предлагаю вам выполнить основание из песчано-гравийной смеси толщиной 0,30-0,40м. И вот в этот момент многие совершают первую ошибку со словами: «Вот ещё, буду я вынимать один грунт и засыпать вместо него другой более дорогой. Сделаю на таком основании» Казалось бы и правда так, но лично я как дорожник имеющий соответствующее образование и опыт выполнения таких работ могу с уверенностью сказать что любое покрытие на таком основании будет испорчено в первую же зиму, оно либо просядет, либо его вспучит. Всё дело именно в грунте, который мы собираемся заменить. Как правило, под плодородным слоем почвы 0,10-0,30м находится слабый не плодородный слой, но и не минеральный грунт. Такие грунты очень хорошо впитывают влагу, и при замерзании происходит вспучивание грунта, что в свою очередь отражается пучинами на покрытии, казалось бы, мелочь и можно махнуть рукой, но такие пучины способны сломать бетон толщиной в 30см. Вот тут то и стоит задуматься над затратами и технологиями.

И так, вернёмся к делу. Выполняем основание и затем выполняем повторную разбивку под бордюрный камень. При выполнении разбивки применяются колья из арматуры диаметром 10мм. На колах выставляется отметка верха бордюра ( это наиболее удобный вариант разбивки). Для вынесения отметок наилучшим инструментом является нивелир . Сами отметки на кольях лучше всего выполнять маркером или изолентой. По отметкам потом натягивается шпагат или толстая леска, так вы визуально увидите расположение бордюра и сможете заранее, до монтажа бордюрного камня. скорректировать его расположение. После того как в плане и по высоте разбивка выполнена можно приступать к монтажу бордюрного камня. Бордюрный камень лучше заранее подвезти к месту укладки и разложить в линию параллельную линии укладки. Проверяем, что бы от основания до натянутой лески расстояние было равно высоте бордюрного камня + 5-10см. Затем приготавливаем жёсткий пескоцементный раствор и выкладываем его на то место, где будет укладываться бордюр, в начале и в конце. На этот разложенный раствор устанавливается бордюрный камень так, что бы наружная его грань была выше натянутой лески на 5-6см.

Далее аккуратными ударами резиновой киянки по краям бордюра доводим его до уровня натянутой лески. Особое внимание стоит обратить на бордюрный камень. располагаемый на закруглениях, так как тут очень многие совершают ошибку и на корню портят весь эстетический вид. В таких местах требуется выполнить его торцовку (подрезать углы).

Торцовка выполняется для того что бы бордюр смотрелся единой лентой, это придаёт очень положительный визуальный эффект. Торцовка выполняется болгаркой с алмазным диском по камню. Выставив, таким образом, бордюр на участке 7-12м можно выставить опалубку и залить его бетоном. Обязательно проследите, что бы бетон попал под бордюр, так как до этого момента бордюр висел на том растворе, который мы готовили в самом начале, а он не очень прочный и сделан лишь для того что бы приподнять бордюр над основанием для подливки бетона. Ну как бы, вот и всё. Через трое суток можно снимать опалубку и делать основание под покрытие. Помните, что любая работа должна выполняться аккуратно, и тогда по её завершении вы получите соответствующий результат.

По материалам сайта: http://stroym-sami.ru