Ах-тас. Казановка-музей под открытым небом

После посещения Сафроновского кургана, мы хотели найти еще одну святыню Хакасии, а именно белый камень Ах-тас. О его местоположении были почти точные сведения, взятые с сайта игры геокэшинг. Рядом с Ах-тасом был заложен тайник. Имея в руках GPS навигатор, найти его не представляет труда. Ах-тас. Что же в нем такого интересного?

Ах-тас расположен на территории музея-заповедника Казановка в центре долины Кюг. Ученые считают, что этой двухметровой стеле четыре тысячи лет. Не менее полутора тысяч лет местные жители используют его в лечебных целях. Исцеляет он далеко не все болезни. Считается, что Ах-тас помогает при отеках, нарушениях сердечной деятельности, болезнях крови, болях в суставах. Подъезжать близко к камню не рекомендуется. Нужно оставить транспорт в ста метрах от Ах-таса и идти к нему пешком. Приблизившись к нему, нужно обойти камень три раза по ходу солнца, “покормить” камень с восточной стороны (бросить монеты, положить пищу). После этого на несколько секунд прислониться к камню: мужчинам — к южной его грани, женщинам — к северной. Уходя, поклониться Ах тасу. Приезжать часто не рекомендует традиция. Долго задерживаться около камня тоже нежелательно. По утверждениям экстрасенсов, вся долина пронизана гемагнитными потоками, один из самых мощных расположен как раз вокруг Ах-таса. Здесь в два раза от нормы превышен электрический фон.

Музей-заповедник под открытым небом “Казановка”, получивший название от расположенного вблизи одноименного населенного пункта был организован в феврале 1996 года. Его живописные ландшафты на удивление разнообразны. Здесь можно увидеть степь, горы, горную тайгу и тайгу. Уникальны и многочисленные экспонаты, находящиеся под открытым небом и разбросанные на территории, превышающей по площади 18400 гектаров. Памятники древности, а их здесь более двух тысяч, относятся к разным эпохам: от эпохи ранней бронзы до середины ХIХ века. Ежегодно ученые выявляют здесь еще один-два десятка новых музейных экспонатов.

“Кони”, “Личина”, “Следы”, “Косули”, “Олени”, “Лоси” — все это названия уникальных писаниц, расположенных на территории музея-заповедника. Вязкий и рыхлый красный песчаник, характерный для Хакасии и являющийся своеобразным “полотном” для наскальных рисунков, способствовал этому. Всего на территории музея-заповедника насчитывается более полутора тысяч наскальных изображений. По технике нанесения ученые подразделяют их на выбивки и гравировки. Выбивки производились специальным пробойником, изготовленным из мягкого металла. Такие пробойники археологи находили во время раскопок. Встречаются в “Казановке” и более молодые изображения. Это тамги — знаки, обозначающие духа-покровителя рода. Ими, скорее всего, отмечались границы родового пастбища. Некоторые из них нанесены были немногим более века назад. взято с http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/080710-2htm

"Заматься активными археологическими раскопками на территории музея-заповедника “Казановка” не принято. Но из каждого правила есть свои исключения. В данном случае это проведение спасательных или аварийных раскопок могильника под названием “Анчыл чон”. Этот памятник карасукской культуры разрушался дважды: в 60-е годы прошлого века Бирикчульский леспромхоз провел по нему дорогу, а спустя несколько лет его буквально разрезал оросительный канал. На момент проведения раскопок человеческие останки из погребения буквально торчали из земли. Он грабился минимум трижды, но в руки археологов все же попали ценные вещи. Его центральная часть представляет собой сложную конструкцию, состоящую из круглой ограды диаметром 7,5 метра с расходящимися лучиками. К ней со всех сторон пристроены еще девять прямоугольных оград и одна круглая. В центре могильника похоронена женщина. На ней была одежда из кожи с нашитыми бронзовыми бляшками, украшения из бронзы. Во всех одиннадцати могилах похоронены женщины.

В десяти метрах к югу от южной ограды видна еще одна. Как выяснилось, в ней был похоронен мужчина. Более трех тысяч лет назад культура смерти была настолько высока, что для мужчин и женщин существовали разные формы погребения. Каждое из захоронений представляет из себя особый вид погребения и отличается от остальных. Можно предположить, что археологический раскоп оказался на стыке двух древних кладбищ: жрического с круглыми оградами и обычного — с прямоугольными.

В 1996 году ученый-археолог из Санкт-Петербурга Николай Боковенко начал раскопки Анчыл чона. Не завершены они и по сей день. За период раскопок количество находок здесь уже перевалило за три сотни. Это бронзовые украшения, оружие, керамика. Дальнейшая судьба этого памятника будет решена после окончания раскопок. На сегодняшний день археологи убеждены, что это уникальное погребение может служить прекрасным наглядным пособием по теме “Формы погребений эпохи бронзы”. Николай Боковенко в своих работах об Анчыл чоне в частности пишет: “Не исключено, что памятник функционировал как погребально-поминальный комплекс длительное время в пределах своей эпохи и являлся своеобразным сакральным астрономическим центром”.


Погребальная культура Хакасско-Минусинской котловины — вещь уникальная. Аналогов ей нет. Только тагарских курганов на территории музея-заповедника “Казановка” насчитывается более тысячи.

Могильник “Читы хыс” (по названию расположенного вблизи горного массива) включает в себя более 150 курганов, принадлежащих сибирским скифам. В лучах заходящего солнца это место напоминает армию молчаливых воинов. Это место особое. Значительная часть курганных камней здесь покрыта рисунками разных эпох. Встречаются камни, напоминающие голову коня, человеческую фигуру, можно встретить изображения шаманов. Не меньший, если не больший интерес для историков представляют межевые тамги, говорящие о том, что эти пастбища переходили от одного рода другому.

У подножия Хазын хыра (в переводе “Березовый хребет”) находится писаница. Расположенные здесь петроглифы объединены одной темой — историей происхождения религиозных представлений на территории Хакасии. Здесь можно увидеть изображения цветов, растительного орнамента, образ богини Ымай, ызыха и многие другие. Особо выделяется жертвенная чаша в виде лотоса. Это изображение стало символом музея-заповедника “Казановка”.

Почти на вершине Хазын хыра странное и пока мало изученное сооружение — две каменные стены, опоясывающие вершину. Это све (крепость). Как считают некоторые ученые, это остатки древних горных храмов. Всего в Хакасии их насчитывается более пятидесяти. Все они не похожи друг на друга. С каждого све обязательно видно еще два подобных сооружения. Возможно, это было придумано древними для того, чтобы быстро передавать какие-либо сигналы друг другу. Вершину этой горы венчает скала, представляющая стену высотой около 20 метров, скорее всего, именно эта скала послужила созданию здесь све. Взобраться на нее можно лишь с одной стороны. Вполне вероятно, что здесь проводились шаманские обряды, делали жертвоприношения. Скорее всего, скала использовалась шаманами и в повседневной, не связанной с обрядами, жизни. С западной стороны на уровне человеческого роста в скале — сквозное отверстие. Эта щель, которую расширяли и выравнивали, точно сориентирована на летнее восходящее солнце. Шаманы подставляли под него свой бубен, чтобы ловить первый луч восходящего солнца. По их представлениям этот луч обладал мощной живительной силой и был способен восстанавливать магическую энергию. Не случайно у хакасов вход жилища всегда смотрит на восток. Это способ очистить свое жилище от всего скверного, оздоровить себя и жилье, это способ обрести животворящее начало. Этот памятник на территории музея-заповедника не единственный. Взято с http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/080711-1htm

От Аскиза до Казановки не многим более 40 км. Около получаса езды по степной дороге. В казановке переехали мост через аскиз, сразу увидели указатель Музей, 6км. Свернули направо, дорога обогнула небольшую скалу и сразу попали в другой мир, вокруг возвышались не высокие скалы. Скалы прорезали долины, справа тек Аскиз. Узкая дорога петляла и почти полностью приковывала к себе внимание, так что на фотосьемку времени почти не было.

Подъехали к турбазе "Кюг", на которой мы и планировали переночевать. Но кроме двух голодных собак на турбазе никого не оказалось. Для кого построена непонятно. Для верности посигналили, обошли еще раз вокруг базы, но так никто и не появился. А жаль.

Немного огорченные сели в машину и поехали искать Ах-тас. Для верности включил навигатор, выбрал координаты тайника, который заложен около АХ-таса. Через 15 минут мы увидели справа от дороги, одиноко стоящий белый камень. Как и положено оставили машину у дороги и пешком пошли к камню.

На вид камень, как камень, бока и правда отполированы прикосновениями рук. Постояли с Солнышкой у камня, пытаясь ощутить энергетику окружающего пространства. Потом по очереди три раза обошли вокруг Ах-тас, прислонилсь к нему. Удивило то, что одна сторона у камня теплая, а другая холодная. Хотя день стоял пасмурный и солнца на небе не было.

Особых ощущений от прикосновения к камню не возникло, может мы уже устали, а может после мощного впечатления от Улуг Хуртуйах Тас и Сафроновского могильника ничего не чувствовали. Сложно сказать. Постояли еще немного, вдалеке увидели интресную скалу напоминающую сфинкса

Потом пошли искать тайник, нашли довольно быстро, ничего не взяли, просто оставили запись. К тому времени уже точно решили что обязательно сюда еще раз приедем, но уже не на один день, а дня на два. Потому как, окружающий пейзаж просто завораживает.

С большим сожалением попрощались с Ах-тасом, так и не принявшей нас турбазой Кюг, с замечательной долиной среди горных вершин. Нам нужно было ехать, искать место для ночлега. Также с грустью поняли, что в музей Казановка мы тоже уже не попадем, потому как это и не музей вовсе, а огромная территория на осмотр которой нужен не один день.

"ХакасИнтур" (г.Абакан, ул.Крылова, д.84, тел. (39022) 5-99-75), через нее и нужно заказывать экскурсии и проживание в юрт-комплексе "Кюг".

Все замечания, вопросы и отзывы в гостевую .

По материалам сайта: http://tenderwind.narod.ru