Форум по СНПЧ

Термосублимационная печать на практике

AngelOK 28 Ноябрь 2008 - 23:31

Специально создал эту тему, чтобы собрать в ней максимум информации, связанной с термосублимацонным переносом изображений на текстильные/керамические/металлические и другие изделия, покрытых специальным полимерным составом.

Постраюсь максимально полно описать весь процесс и поделиться всеми тонкостями этого дела, так как сам осваиваю его в настоящее время и уже есть несколько ньюансов, сильно влияющих на качество конечного результата.

Немного теории.

Эта технология подразумевает использование:

- специльной термосублимационной бумаги (не путать с термотрансферной!)

бумага для термоСУБЛИМАЦИОННОГО переноса отличается от всей другой тем, что имеет специальное покрытие, которое не дает впитаться чернилам глубоко в слой самой бумаги, и при этом не дает им растечься по поверхности. За счет этого, в процессе переноса, чернила ПОЛНОСТЬЮ переходят через газообразное состояние с бумаги в результирующую поверхность. Можно использовать матовую бумагу, но тогда изображение будет менее ярким и насыщенным так как часть чернил останется в слое бумаги. Глянцевую бумагу для фотопечати использовать в термосублимационном переносе НЕЛЬЗЯ, так как покрытие, образующее глянец прилипнет к поверхности, на которую наносится изображение.

- специальных термосублимационных чернил


тремосублимационные чернила отличаются от всех другим наличием в своем составе веществ, которые при нагревании очень быстро переходят в газообразное состояние и тким образом, по д действием давления переходят на подготолвенную певерхность, внедряясь в специальный слой и закрепляясь в нем. Именно поэтому, термосублимационные чернила очень похожи на пигментные и требуют внимательного отношения к используемому принтеру - необходимо вовремя промывать капу и следить за состоянием сопел печатной головы - регулярно печатать и делать прочитски, иначе ПГ придет в негодность.

- 4-х или 6-ти цветного принтера, работающего по пьезоэлектрической технологии подачи чернил на бумагу с использованием СНПЧ (любого типа)

- специально подготовленных изделий для нанесения картинки (майки/тарелки/кружки/коврики/пазлы/зажигалки/открывашки/таблички/керамическая плитка/керамические овалы и т.п.)

- термопресс, с возможностью программирования поддержания необходимой температуры, временного интервала выдержки изделя в самом прессе, звуковой и/или визуальной сигнализации для контроля процесса.

Принцип нанесения рисунка. Под действием температуры, чернила переходят в газообразное состояние и проникают в верхний слой изделия, закрепляясь в нем, по сути происходит диффузия - перемешивание красящих частиц чернил с поверхностным материалом изделия. Для точного проникновения чернил, необходимы не только температура но и давление, которое обеспечивает плотное прилегание бумаги с чернилами с поверхностью, на которое наносится изображение.

Подготовленное в графической программе изображение печатается на бумаге (давайте договоримся, что тут и далее все что связано с бумагой, чернилами и изделиями является то, что описано в использовании материалов выше). Так как для переноса бумага с картинкой переворачивается для контакта с поверхностью, перед печатью изображения на принтере его необходимо зеркалировать по горизонтали, иначе, например, читать слова вам придется справа налево :) Перед посылкой большой партии на печать - обязательно убедитесь, что изображение зеркалировано! Я обычно выставляю "Зеркально" в драйвере принтера при настройках печати и ставлю галочку "Предварительный просмотр", чтобы быть уверенным, что на печать пойдет правильное изображение.

Замечу, что напечатанная картинка будет заметно несоответствовать по цветовой насыщенности тому, что вы привыкли видеть при печате обычными чернилами на привычной фотобумаге для струйных принтеров. Оно будет казаться бледнее, причем значительно. Некоторые цвета будут вообще значительно несоответствовать тому что должно быть. Для достижения максимальной сочности цветов, я опытным путем пришел к следующим настройкам в драйвере принтера (Epson 1410): тип бумаги - Epson Ultra Glossy, качество - Photo RPM.

После распечатки изображения, необходимо дать высохнуть изображению в течение 20-30 минут. Это необходимо, потому что чернила впитываются в бумагу минимально с той целью, чтобы максимально перейти в процессе нанесения в поверхность изделия. Если внимательно приглядеться, то сразу заметно, что чернила находятся НА бумаге а не В ней. Для того чтобы они не растекались, бумага покрыта специальным составом, который легко определяется прилипанием к мокрому пальцу (не ошибитесь со стороной бумаги при печати! Иначе изображение практически не перейдет на изделие). В этой связи, если нечаянно задеть изображение (что неизбежно при вырезке аппликации) то можно легко смазать чернила. Тем более это произойдет в момент приклеивания аппликации на изделие.

Хочу так же обратить внимание на такой момент как скручивание бумаги. Возможно, это связано с большой сухостью в помещениях, особенно зимой, при центральном отоплении. Буквально через несколько секунд после извлечения из пачки листа, можно наблюдать его кручение - что может привести к застреванию листа в механизме подачи принтера или его замятию. Поэтому необходимо обращать внимание на этот факт и предпринимать действия для того чтобы избежать проблем при печати. Я выпрямляю бумагу обычным способом о ровный край стола и после вставки ее в принтер сразу посылаю задание на печать.

После того, как напечатанное изображение высохнет (20-30 мин.) необходимо подготовить его для укладки на изделие - обычно эта операция сводится к разрезанию и вырезанию ненужных участков бумаги.

Ньюанс. Будьте внимательны! При печати, края бумаги могут быть испачканы чернилами с торца, которые накапливаются со временем на внутренних деталях принтера - сначала это можно не заметить, но после переноса изображения (особенно на футболках, где как правило ничего вырезать не надо) вы увидете полосы по краям изображения, соотвествующие краям бумаги, удалить которые будет уже практически невозможно, в результате нанесенное изображение будет смотреться неряшливо. Лично я, чтобы избежать этих неприятных сюрпризов обрезаю ножницами все торцы, чтобы быть уверенным, что ничего лишнего на поверхность изделия не попадет.

Завтра опишу полностью процесс создания вот этой кружки (один из заказов)

Сообщение отредактировал AngelOK: 22 Май 2009 - 10:01

AngelOK 29 Ноябрь 2008 - 03:02

Кружка (керамика)

Как уже оговаривалось выше, любое изделие для нанесения на него с помощью технологии термосублимации, должно иметь подготовленную для этих целей поверхность. Все керамические изделия для термосублимации специальным образом обработаны и имеют внешний слой, в который и диффузируются пары чернил. Таким же способом подготавливаются на заводе и все другие твердотельные изделия практически из любого материала. Для максимально плотного прилегания поверхности бумаги с рисунком, целевая поверхность должна иметь идеально ровную и гладкую поверхность. Обращайте внимание при закупке расходных материалов на этот факт, так как часто можно встретить партии изделий с весьма некачественной поверхностью, имеющей вкрапления, неровности и шероховатости, что сразу скажется на качесте получаемого оттиска.

Итак мы имеем стандартную, самую распространенную керамическую кружку белого цвета. Обратите внимание, что ВСЕ изделия для данной технологии нанесения имеют именно БЕЛУЮ поверхность или очень светлую других цветов. Можно встретить и более насыщенные цвета, но в таком случае наносимые изображения будут сильно ограничены в цветой гамме как правило темных цветов (черный, насыщенный красный, темно-синий - в зависимости от цвета фона), так как иначе более светлые места просто не будут видны на поверхности, ведь по сути вы переностие чернила с бумаги БЕЛОГО цвета, следовательно преемственная поверхность должа макимально иметь аналогичные качества белизны. Именно это позволяет наносить изображения фотографического качества.

Не буду вдаваться в подробности творческого процесса создания изображения для нанесения.

Во-первых это зависит от потребности заказчика и часто разработка макета ограничена его желанием и (реже) фантазией, а так же, как правило, предлагаемым материалом (фотография, логотип, рамка и т.п.). Но несмотря на все это, так или иначе безусловно необходимо иметь тематический набор готовых картинок, которые всегда можно использовать в качесте составляющих для коллажа, элементов оформления или так называемые знаковые изображения: новогодние, день святого Валентина, день рождения, 8 марта и т.п.

Просьба заказчика заключалась в создании изображения на крушке с целью ее дарения на день рождения другу. Была предоставлена фотография именинника и пожелание сделать кружку "веселой, прикольной, так как Леха - веселый парень и душа компании". Был выбран дизайн из популярной юмористической программы "Комеди клаб" и вставлено фото виновника торжества (сама фотография на мой взгляд была подобрана удачно). Персонализация изделия осуществилась нанесением не только фотографии но и ника и имени человека которому она была подарена. Ниже два рисунка: готовый коллаж и перевернутое зеркальное избражение, готовое к распечатке. Для того, чтобы максимально использовать площадь кружки для картинки, размер изображения соответстовал ее высоте и длине по диаметру: 95х200мм минус по 3 мм сверху и снизу (которые мы отнимем при настройках печати) для учета закругленных участков кружки (верх и дно).

готовый коллаж:

зеркалированный для печати:

В диалоге настройки печати необходимо выставить расчетную высоту картинки, учитывая что нам надо оставить запас для закругленных частей кружки как минимум по 3 мм вверху и внизу. Для этого по высоте изображения ставим 95-6 - 89 мм, длина изменится автоматически. Ширина листа А4 210 мм, длина изображения получилась 205мм, что как раз достаточно чтобы изображение уместилось на страницу (в противном случае драйвер принетра обрежет автоматически незначительные миллиметры слева и справа) Сверху я оставляю 10 мм в качестве запаса для обрезки.

После распечатки картинки даем ей высохнуть 20-30 минут и аккуртно обрезаем канцелярским ножом сверху и снизу изображения, прибавив по 3 мм пустой бумаги от начала изображения, чтобы получить прямоугольник высотой 95 мм (высота кружки) - я делаю это на глаз.

Теперь необходимо закрепить аппликацию на самой кружке. Чтобы закрепить бумагу на теле кружки, можно использовать клеющие свойства бумажных стикеров - они не ставляют следов после процедуры нагревания и давления пресса или использовать самый обычный малярный сотч, оторый легко отрывается руками и очень дешев. Закреплять аппликацию необходимо, иначе вы рискуете получить кривое изображение, неравномерно распределенное по кружке. Ставим кружку на ровную поверхность, приклдываем аппликацию напечатанной стороной к ее поверхности и выравниваем относительно поверхности на которой стоит кружка. Т.е. по сути дела просто опускаем бумагу до упора на поверхность. Обязательно проследите чтобы изображение распполагалось симметрично относительно ручки кружки. После этого закрепите с обоих сторон стикерами.

Все. Кружка готова к экзекуции температурой и давлением.

Перед тем, как включить пресс и начать процесс переноса, убедитесь, вставив кружку в форму, что она зажимается в ней с небольшим натягом и плотно обхвачена по всему диаметру. Если она будет там болтаться, необходимо отрегулировать болтом в тяге рычага усилие прижима, в противном случае чернила перенесутся очень плохо. Достаточно усилия пресса до степени, когда вы уверенным движением руки не можете сдвинуть кружку внутри формы пресса. Старайтесь установить кружку точно посередине термоформы так, чотбы при обхвате ручка не мешала деталям пресса. Желательно перед всей процедурой несколько раз потренироваться и запомнить в каком положении нужно ставить кружку в форму.

В инструкции по термопрессу рекомендованы следующие параметры при нанесении изображения на керамику: 180 градусов и 120 секунд.

В моем случае этого оказалось недостаточно .

Идеальный результат у меня получился при температуре 185 градусов и 240 секундах выдержи.

неудачный вариант

По материалам сайта: http://resetters.ru