Как сделать домашний кинотеатр своими руками – строительство, подключение и схемы

Первый домашний кинотеатр, который сделал своими руками Алексей Цай из Самары, так понравился его домашним, а в особенности детям, что на семейном совете было решено построить новый кинозал, с учётом предыдущих ошибок.

Летняя кухня с её более чем 50-процентным остеклением плохо подходила для использования в качестве домашнего кинозала даже при наличии хорошей аппаратуры. Возникали постоянные проблемы с затемнением помещения, его акустические характеристики оставляли желать лучшего, но других свободных комнат в доме на тот момент попросту не было.

И тут подвернулся случай. Мы решили снести старый деревянный сарай, расположенный вблизи дома (фото 1), а на его месте построить новый, двухэтажный (в целях экономии места на участке), на втором этаже которого и разместить новый кинотеатр.

Вход в кинотеатр, опять же в целях экономии полезной площади помещения, было решено сделать не по внутренней лестнице сарая, а с верхней площадки расположенного рядом детского игрового комплекса (фото 2, 3).

Конструкция постройки

Разумеется, конструкция и материал постройки могут быть различными. Исходя из имеющихся возможностей, я решил двухэтажное строение сделать максимально облегчённым и тёплым, поэтому стены первого этажа сложил из пенобетонных блоков, а второй этаж сделал каркасным (фото 4-6), с утеплением стен, пола и потолка (фото 7).

Изнутри каркас обшил древесностружечными плитами, которые у меня были. В принципе, для этой цели можно использовать любой другой материал, например, фанеру. Потолок и переднюю стену, предназначенную для расположения экрана, обшил гипсокартоном (фото 8-9). Светильники установил светодиодные, точечные, чтобы никакие плафоны не мешали проецировать изображение на экран.

Отделка помещения кинозала

Для улучшения акустических параметров помещения стены и потолок отделал автомобильным карпетом. Получилось хорошо и недорого.


Автокарпет — долговечный синтетический материал, обладающий многими достоинствами: он не вытягивается со временем, сохраняет долгое время яркость красок, не притягивает к себе пыль, от сырости не покрывается плесенью. Кроме того, этот материал очень удобен в использовании, хорошо растягивается, свободно приобретает необходимые размеры и форму, легко режется и стыкуется, при этом стыков практически не видно. При отделке кинозала карпетом отпадает необходимость в предварительном выравнивании поверхности стен, заделке швов и т.д. К тому же карпет плохо отражает свет, что для кинозала является несомненным плюсом. На потолке материал крепил с помощью клея и мебельного степлера. После высыхания клея скобы нужно удалить. Для приклеивания карпета можно использовать практически любой клей, имеющийся в наличии, например, «Момент», ПВА или 88-й. А в углах крепил карпет термоклеем с помощью пистолета (фото 10-12).

Карпет очень хорошо тянется в любом направлении, что является одновременно и плюсом, и минусом. Минус в том, что без предварительной разметки полосу карпета невозможно наклеить ровно, плюс — в том, что он позволяет исправить ошибки, например, неточный раскрой. Поэтому, если вы решите для отделки внутренних помещений применить автокарпет, пусть вас не пугает первоначальный неудачный результат, в итоге всё получится ровно и красиво.

Главное, надо не забывать делать разметку оклеиваемой стены по уровню и клеить край полосы карпета строго по размеченной линии.

Обустройство зала домашнего кинотеатра

Первоначально в задней части кинотеатра, на всю ширину комнаты, я хотел соорудить подиум высотой 20-30 см и примерно 1,5 м глубиной, подняв кресла или диван заднего

ряда кинозала выше передних рядов, что сделало бы просмотр фильма с этих мест удобнее. В связи с этим решил смастерить новый потолочный кронштейн для проектора, чтобы он располагался максимально близко к потолку и не мешал проходить в полный рост. Кронштейн состоит из четырёх обычных строительных перфорированных металлических уголков подходящих размеров. Два из них прикрепил к потолку, а два — к площадке проектора (фото 13).

Уголки также обклеил карпетом, и кронштейн стал практически незаметным (фото 14-15). Помните: если проектор не имеет функции коррекции горизонтальных искажений изображения, то его надо размещать так, чтобы ось объектива располагалась строго по центру экрана.

В итоге ради экономии полезной площади пола я отказался от сооружения подиума. Но расположение проектора с новым кронштейном мне понравилось больше предыдущего варианта в старом кинозале с использованием штатива-треноги.

Для поддержания комфортного микроклимата во время просмотра я подвесил в кинотеатре сплит-систему с режимами охлаждения и обогрева (фото 16).

Чтобы снизить шум и вибрацию от внешнего блока кондиционера, поместил его на капитальной стене первого этажа, сложенной из пено-блоков, причём максимально низко. Удлинение магистральных труб стоит не так уж и дорого, а отсутствие посторонних звуков в кинозале очень важно. С этой же целью кронштейны для внешнего блока применил самодельные, из профильной трубы 25?50 мм (фото 17).

Стандартные, имеющиеся в продаже кронштейны сделаны из «хлипкого», по моему мнению, уголка. Может, это и субъективно, но я считаю, что блоки кондиционеров на таких самодельных кронштейнах работают заметно тише, чем на заводских.

Экран не стал придумывать новый, предыдущий вариант меня полностью устраивал, поэтому, как и в прошлый раз, я просто его «нарисовал» белой матовой краской на стене, обшитой гипсокартоном (фото 18).

Экран обрамил планками цвета венге (фото 19). Цвета для .для предметов в кинотеатре лучше выбирать тёмные. Под экраном по центру прикрепил мебельный щит (фото 20), на котором разместил часы и акустику центрального канала

(фото 21). Эта панель скрыла все соединительные провода и кабели, а издалека она выглядит как ножка подставки огромного монитора (фото 22).

Оборудование для самодельного домашнего кинотеатра

В домашнем кинотеатре используются: видеопроектор BenQ MW519, приставка Apple TV, приставка Android TV, AV-ресивер Yamaha RX-V375, акустика Jamo S 426 HCS 3.

Сердце любого кинотеатра — видеопроектор. Лучше, конечно, использовать для просмотра фильмов специально предназначенные для этого Full HD мультимедийные проекторы. Помимо высокого разрешения к их достоинствам можно отнести бесшумную работу. Минус у них один — высокая цена, хотя сегодня стоимость многих моделей начального уровня опустилась ниже 30 тысяч рублей, что вполне приемлемо.

Следующими важными параметрами после разрешения являются контрастность и цветопередача, которые во многом определяют качество картинки. А вот показателю яркости я лично не придаю большого значения, так как яркости любого стационарного проектора с избытком хватает при просмотре фильмов в полной темноте. Продавцы видеотехники зачастую лукавят, утверждая, что проектор с высоким значением яркости позволит насладиться качественной картинкой при неполном затемнении. И дело вовсе не в яркости, просто при недостаточном затемнении неоткуда взяться глубокому чёрному цвету. Если вы строите кинотеатр с нуля, планируйте в помещении как можно меньше окон — полностью затемнить их не так-то и просто. Так что параметр «яркость» имеет значение больше для «офисников», чем для «мульти-медийников».

Какой тип проектора выбрать — DLP или LCD, решать вам, споры на эту тему бесконечны, но лично я остановился на технологии DLP. ЗО-режим у проектора — на любителя, но, несомненно, также имеет право на жизнь. В последнее время всё большее распространение получают проекторы со светодиодной подсветкой. О качестве картинки таких проекторов судить не берусь, не видел, но низкое энергопотребление и огромный ресурс светодиодов — плюсы несомненные. Кстати, если у вас обычный ламповый проектор, советую использовать источник бесперебойного питания, это продлит жизнь дорогостоящей лампе при внезапных отключениях электричества.

AV-ресивер для кинотеатра я выбрал из начальной линейки фирмы Yamaha. Для небольших помещений мощности любого ресивера будет хватать с избытком. Из выдаваемых ресивером 100 Вт на канал вряд ли я когда-либо воспользуюсь хотя бы половиной из них в помещении площадью около 30 м2, хотя запас по мощности обязательно должен быть — уровень нелинейных искажений резко возрастает при работе усилителя на мощностях, близких к максимальной.

Отношение сигнал/шум у AV-ресивера Yamaha RX-V375 неплохое: фон практически не слышен, да и коммутация происходит без шума и щелчков. Радует также и большое количество преднастроек эквалайзера. В целом качество звука данного ресивера меня вполне устраивает, но меломаном я себя назвать не могу, поэтому никаких рекомендаций относительно этой бюджетной модели давать не буду. Лучше всего определяться с выбором, прослушивая модели вживую. Ну и, конечно, исходить при этом из отведённого бюджета.

То же самое касается и выбора акустики. Понятно, что качественная акустика стоит очень дорого, но и на дешёвых пластмассовых колонках останавливать свой выбор не стоит, ибо это — выброшенные на ветер деньги. Если не позволяет бюджет, можно комплектовать кинотеатр акустикой по частям. Например, сначала приобрести фронтальные колонки (фото 23, 30), потом задние полочные, акустику центрального канала, а потом уже и сабвуфер… Или сразу сабвуфер, в зависимости от предпочтений. Существуют ещё и комплекты так называемых «домашних кинотеатров из коробки», но рекомендовать их я однозначно не буду.

Помимо качественного звука класса Hi-Fi, ресиверы очень удобны с точки зрения коммутации устройств. Выходы HDMI (4-5 шт. с выбором канала с пульта ДУ) позволяют подключить все устройства через ресивер к проектору и в дальнейшем забыть о проводах и подключениях. Если AV-ресивер в кинотеатре использовать не планируется, для быстрой и удобной коммутации выходов можно использовать HDMI-сплиттеры с ручным или автоматическим переключением. Сплиттер (на 4-5 портов) с пультом ДУ можно купить за 400-500 рублей (фото 24).

Ещё одна полезная функция ресиверов — автоматическая настройка баланса акустических каналов. У Yamaha, например, эта система называется Yamaha Parametric room Acoustic Optimizer (YPAO). Её суть в том, что к ресиверу подключается специальный микрофон, который нужно расположить в требуемой точке помещения, далее запускается специальная программа-анализатор, определяющая расстояние между колонками и слушателем. По результатам работы программы автоматически настраивается ресивер (баланс громкости, акустические параметры) в соответствии с характеристиками помещения.

В качестве проигрывателя медиаконтента я использую приставку Apple TV, которая обеспечивает полный доступ ко всей домашней медиатеке, включая фильмы, домашнее видео, музыку, фото. Схема подключения «компьютер — роутер — приставка — ресивер — проектор» очень удобна. Она позволяет обходиться без медиаплееров и других носителей (флешек, жёстких дисков), а также без лишних проводов. Сигнал от компьютера поступает либо по витой паре, либо через WiFi на приставку, а уже с неё — по кабелю HDMI к ресиверу. Управление — либо с пульта ДУ приставки, либо с любого гаджета (iPhone /iPad/ iPod), поддерживающего технологию airplay (фото 26).

Если расстояние от роутера до приставки невелико (фото 25, 28, 29), то можно обойтись и WiFi, однако, если же вы планируете часто запускать «тяжёлые» фильмы (от 10-15 Гб) или уровень сигнала WiFi в кинотеатре недостаточный, то лучше всё же использовать витую пару. Для усиления сигнала WiFi (нужен, если управление контентом производится с гаджета) можно использовать специальный репитёр, но подключать его к роутеру лучше также через провод, так как репитёр при подключении «по воздуху» заметно «режет» скорость.

Я использовал у себя следующую схему подключений (фото 27): от роутера кабель идёт к контроллеру, а уже от него идут кабели к репитё-ру и ТВ-приставкам. В результате любые фильмы можно смотреть в отличном качестве без всяких задержек изображения и звука. Для полноценного выхода в Интернет (ролики с YouTube можно смотреть и на Apple TV) или игр можно использовать андроид-приставку — получается компьютер с огромным дисплеем. Телепередачи можно смотреть либо через Интернет, либо с помощью DVB-T2 (или спутникового) ресивера. Особенно зрелищно на большом экране смотрятся спортивные репортажи.

Музыку можно слушать либо от Apple TV, управляя всей медиатекой с пульта ДУ приставки, либо непосредственно от iPhone, подключённого к ресиверу через блю-туз или USB. Управление в таком

случае возможно как с телефона, так и с пульта ДУ ресивера. Также можно воспользоваться и медиаплеером, встроенным в DVB-T2 приставку. В общем, схем возможного использования AV-ресивера — множество, выбирай, как говорится, на свой вкус.

Размещение аппаратуры в домашнем кинотеатре

От тумбы для аппаратуры я решил отказаться. чтобы не тянуть далеко кабели от проектора и ради экономии места. Разместил аппаратуру на свободном месте под потолком в задней части зала, в непосредственной близости от проектора. Из мебельных щитов собрал антресольные полки, строго соответствующие по длине задней стене.

В результате всё получилось довольно недорого и функционально (фото 31 -36).

Кабель-каналы, скрывающие провода, идущие от проектора и от ресивера к колонкам, обклеил всё тем же карпетом.

Под аппаратуру выделил две полки: на первой расположился ресивер, на второй — прочие приставки (Apple TV, DVB-T2 приёмник, игровая андроид-приставка и др.).

На антресольных полках можно разместить, например, пледы или подушки, а в отделении рядом с аппаратурой — «бесперебойник», точку доступа и т.п.

Тыловые колонки поставил в углах зала под антресольными полками.

Под колонками установил угловые полки — на их можно держать пульты ДУ, а также ipod/ipad, в случае если звук будет идти с этих устройств по USB. Хочу в будущем к одной из полок вывести порт. Правда, Apple TV прекрасно справляется с передачей контента без всяких проводов, что делает доступ ко всей домашней медиатеке очень лёгким и удобным.

Соединительные кабели желательно пускать вдоль разных стен. Это, если ресивер размещён по центру, позволит добиться примерно одинаковой длины проводов, что рекомендуют производители акустической техники для получения высокого качества звука. Сами кабели должны быть специальными акустическими, из так называемой бескислородной меди, сечением не менее 2,5 мм2.

Система звука в домашнем кинотеатре должна быть как минимум пятиканальной. Даже недорогой комплект — ресивер 5.1 плюс акустика — позволит получить от просмотра фильмов порцию совершенно новых слуховых ощущений. Ну и сабвуфер будет совсем не лишним.

Оформление кинозала своими руками

Декорировать зал можно на своё усмотрение — я, например, приобрёл забавные элементы декора через Интернет. Это и вывеска напротив входа, под кондиционером, с надписью «Добро пожаловать в домашний кинотеатр семьи Цай», и часы «Караоке-бар Смышляевка Пикчерс». Смышляевка — это название посёлка, в котором мы живём.

В общем, оформление зависит от вашей фантазии. Например, в моих дальнейших планах — сделать декоративную направленную светодиодную подсветку мягкой зоны, управляемую при помощи пульта ДУ, а также установить лазерную цветомузыкальную приставку для проведения детских вечеринок и дискотек.

Общий вид кинозала показан на фото 37.

Домашний кинотеатр своими руками – фото

1.После разборки старого сарая на этом месте был заложен фундамент под кинотеатр.

2.Балки перекрытия из сосновых досок сечением 200 х 50 мм уложены на стены первого этажа с шагом 600 мм.

3.После возведения стен первого этажа с площадки игрового домика перекинуты мостки для будущего входа в кинозал.

4.Каркас стен второго этажа собран из брусьев сечением 150 х 150 мм (угловые стойки) и 50-мм

5.В целях экономии крыша сделана односкатной.

6.Так выглядел каркас кинотеатра в процессе строительства до обшивки стен.

7.Помещение кинозала понемногу приобретало вид: полы настелены, стеновые каркасы заполнены утеплителем…

8.Листы гипсокартона «пришивались» к металлическим профилям, прикреплённым к потолочным доскам с помощью перфорированных монтажных пластин — подвесов прямых.

9.Помещение кинозала, подготовленное к обтяжке синтетическим материалом -автомобильным карпетом.

10. Наносить термоклей следует небольшими порциями, одновременно натягивая и прижимая ткань к углу.

11.Обтягивать стены карпетом начинают сверху, применяя универсальный клей и мебельный степлер.

12.Так стал выглядеть угол кинозала после обтяжки карпетом.

13.Каждый уголок прикреплён к крышке проектора двумя болтами.

14. Проектор с уголками крепления после их оклейки карпетом.

15.Потолочное крепление позволяет менять наклон пучка света от проектора.

16. Комнатный блок сплит-системы расположен на боковой стене под потолком, ниже — настенные часы.

17.Наружный блок кондиционера закреплён на капитальной стене первого этажа кинотеатра.

18.Качество отображения экрана из гипсокартона не хуже, чем у настоящего профессионального экрана кинотеатра.

19.Профиль планок произвольный, отделка должна быть матовой, чтобы не создавалось бликов.

20.Ниже экрана расположен щит…

21.К которому прикреплены фронтальная акустическая колонка и часы.

22.Так выглядят экран и часы во время просмотра кинофильма.

23.Колонка левого канала.

24.Для коммутации выходов применяют HDMI-сплиттер.

25.Кинотеатр рядом с домом, роутер на подоконнике напротив кинотеатра.

26.Схема домашней сети.

27.Схема подключения аудио-видео.

28.Бассейн, детский игровой комплекс, кинотеатр расположены рядом с домом.

29.Вид на торцевую стену кинотеатра снаружи.

30.Набор акустических колонок для домашнего кинотеатра.

31.Антресольные полки собраны и подготовлены для подвешивания.

32.Антресольная полка закреплена под потолком.

33.Кабель-каналы, скрывающие провода, идущие от проектора и от ресивера к колонкам, обклеил всё тем же карпетом.

36.Акустические кабели для фронтальной и центральной акустики разместил в плинтусах.

По материалам сайта: http://kak-svoimi-rukami.com