Стены комнат как учебные пособия

Один из самых удобных и гармоничных способов преподнесения детям любой информации – размещение ее на стенах комнаты, в которой живет ребенок. На размещение в комнате ребенка познавательных плакатов, схем, таблиц, географических карт меня натолкнули строки из книги Никитиных «Мы и наши дети»:

«Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания “на всю жизнь” таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.»

Новорожденные дети (от 0 до 3-4 мес) хорошо воспринимают только яркие контрастные картинки. Я планирую написать об этом отдельно, а потому сейчас не будем в это углубляться. Добавлю только одно. Важно понимать, что всё, что видит младенец, уходит сразу в подсознание. Это своего рода кодирование. Да-да! Это не шутка и не аллегория. Сознание малыша еще не способно распознавать, оценивать и сортировать информацию. А потому всё, что младенец видит (и слышит, кстати, тоже), запоминается сразу и целиком. Этот механизм, видимо, создан, чтобы младенец случайно не упустил важную для его жизни, для выживания информацию.

А потому вокруг младенца не должно быть изображений, которые отражают не только насилие, но и просто что-то некрасивое или слишком странное. Для примера: артисты одной известной рок-группы, поющий в стиле металл, в полной боевой раскраске больше похожи на уродов, чем на людей. А у младенца любой образ, который находится рядом с ним, уходит глубоко в подсознание. А уж что будет “высасывать” из пальца его подсознание, мы не знаем. Будет ли считать, что такие люди бывают или нет – мы никогда не докопаемся.

Лучше всего, если грудничка будут окружать красивые, приятные, природные образы. Я предпочитаю вешать малышам крупные фотографии животных, детей, взрослых, деревьев, цветов, просто красивых пейзажей в разное время года и с разным ландшафтом.

Вместо фотографий можно использовать репродукции великих картин. Это создаст не только верные образы, но и с самого раннего возраста будет формироваться художественный вкус. Можно добавить сюда еще фотографии с изображением шедевров мировой архитектуры.


При подборе репродукции выбирайте простые, понятные по сюжету и композиции. Сюжет может быть такой:

  • люди в разных ситуациях (не огромные батальные сцены, а небольшие жанровые сценки),
  • Мадонна с младенцем (все малыши обожают!),
  • дети,
  • животные,
  • простые предметы,
  • пейзажи.

Хочу еще немного добавить на эту тему. Когда рос мой младший ребёнок – Василий – я иногда вешала вокруг его кроватки листы с нотами. Не просто изображение ноток, а партитуры Чайковского. Распечатала из интернета и повесила. Уж не знаю, отразилось на нём это или нет, но больше всего на свете он любит балет, а именно “Лебединое озеро” и “Щелкунчик”. И музыку из этих балетов и смотреть их в записи.

А мы вернёмся к картинкам. Итак, вы подобрали для малыша красивые фотографии. Например, купили календарь с изображением цветов или просто видов природы. Календари хорошо покупать в конце года. Но не на новый год, а на текущий – их всегда продают со скидкой. И в них вы найдёте и репродукции, и виды природы и многое другое.

Яркие, крупные, качественные фотографии и репродукции врезаются в память ребенка. В первый год можно вывешивать их на один-два месяца. Потом через какое-то время их можно убирать и потом снова вывешивать.

По мере роста малыша картинки постепенно сменятся, например, на более сложные изображения. Но это не значит, что ровно в год надо кинуться и вывесить как можно больше сложной информации. Вовсе нет. Надо двигаться за ребёнком, за его интересами. А кроме этого, делать “забросы” более сложной и пока не слишком актуальной информации – на некоторое время. Именно для того, о чем писали в своей книге Никитины.

Плакат “Растения”. Из-во “Маленький гений-пресс”. Автор Лена Данилова

Итак, малыш растёт. Что ему можно повесить на стены в детской комнате (а иногда и в коридоре, кухне тоже можно прихватить кусочек):

  • более сложные картинки или просто новые изображения, уже не обязательно слишком большого размера; тематика та же – животные, растения, люди (просто в быту или занятия людей), виды природы, архитектурные объекты и, конечно, репродукции;
  • плакаты, где объединены изображения, несущие некую общую информацию, например, растения, животные, или животные лесов, обитатели океанов, музыкальные инструменты и так далее;
  • плакаты, выполняющие роль создания некоего нужного образа, например, “Моя неделя” или “Круглый год”, “Царство животных” (с классификацией) и так далее;
  • географические карты (мира, Европы, России, города или любые другие),
  • крупно нарисованный нотный стан с нотами, изображение нот, знаков, длительностей;
  • таблицу Менделеева, схему строения солнечной системы. изображения созвездий, плакаты и схемы по другим естественнонаучным дисциплинам;
  • таблицы по математике, например, таблицы из пособий Николая Зайцева, Буракова, любых наборов таблиц для начальной школы;
  • крупное изображение латинского и греческого алфавита, конечно, русского алфавита, как печатного, так и письменного, алфавиты тех языков, которые вы изучаете, слова на иностранных языках, которые вы изучаете;
  • стихи, пословицы, поговорки, цитаты великих (как только ребёнок научился осмысленно читать, то ему нужны тексты – пусть они попадаются на глаза);
  • портреты русских царей и императоров, писателей или композиторов, ученых, путешественников или знаменитых спортсменов или танцовщиц (в зависимости от интересов ребенка);
  • как и прежде – репродукции картин и фотографии архитектурных шедевров;
  • и многое-многое другое.

Плакат “Круглый год”. Из-во “Маленький гений-пресс”. Автор Лена Данилова

Главное достоинство размещения информации на стенах комнаты – информация часто попадается ребенку на глаза, поэтому очень хорошо запоминается.

Недостатки:

  • можно использовать только большие и очень большие изображения, чтобы не испортить зрение ребенка,
  • существенно страдают стены (обычно для закрепления пособий используются гвозди, булавки или скотч), да и просто портится тщательно спланированный супердорогими дизайнерами интерьер, поэтому, если вы живете во дворце английской королевы, вам вряд ли позволят портить внешний вид помещения.

Как размещать плакаты и картинки на стенах

Чтобы расположить плакаты на стене плакаты большого размера, сверху и снизу их можно фиксировать к деревянным рейкам и подвешиваем эти рейки так, как в музеях висят картины (гвоздики вбиваем на границе обоев под потолком). Но плакаты могут качаться от прикосновения или даже падать.

Можно просто фиксировать плакаты булавками, загоняя их до шляпки под обои. Чтобы булавки не выпадали, можно наклеить маленький кусочек скотча на шляпку булавки, приклеивая ее к самому плакату.

Можно приклеивать скотчем сами картинки прямо на стену, но это портит и обои, и пособия. Для картинок и пособий (схем, таблиц и др.) формата А4, можно использовать прозрачные папки файлы, которые вы один раз приклеите скотчем к двери в комнату или дверке шкафа, холодильника и потом будете менять картинки в файлах. Чтобы было удобнее вытаскивать и вставлять картинки в приклеенных папки-файлы, заранее срежьте на папке небольшой уголок.

Можно приклеить к стене или дверке листы из фотоальбома и вкладывать картинки в них.

В любом случае, если у вас возникли проблемы с размещением пособий и плакатов на стенах, не отказывайте от этой мысли сразу. Попробуйте найти для себя оптимальное решение по их размещению.

Как сделать плакаты более долговечными

Я очень хорошо знаю, что когда плакат два-три раза повесишь-снимешь, края начинают выглядеть неряшливо, появляются дырки.

А еще мне приходилось видеть, как ребенок тянет за краешек плаката и крошечный разрыв превращается в огромный. Или плакат вообще остается без большого куска.

А жаль!

Чтобы этого не случалось сразу после покупки плакатов (особенно бумажных, а не картонных), я приклеиваю полоски широкого скотча вдоль всех четырех краев плаката. Можно приклеить просто линией вдоль кромки – по лицевой стороне или по изнаночной. Мне удобнее по лицевой. А можно приклеить так, чтобы можно было загнуть половину полосы на обратную сторону.

Плакат дольше сохранится в первозданном виде!

По материалам сайта: http://blog.danilova.ru