Юрист: «Черная плесень на стенах говорит о плохой работе управляющей компании»

Рисунок: Сергей Завистович

Даже предстоящий через месяц большой юбилей не вызывает у смолян столь бурных эмоций, как самая горячая, но отнюдь не новая летняя тема - ежегодные отключения горячей воды.

Сколько бы горожане ни возмущались перспективой на много недель остаться наедине с тазами и кастрюлями и ни призывали кары разной степени тяжести на головы виновных в регулярных коммунальных неудобствах, ситуация не меняется: каждое лето как по расписанию горячие краны в их квартирах «замолкают» .

И ладно бы время «отключек» соответствовало заявленному расписанию: нередко смолянам приходится обходиться без воды гораздо дольше утвержденного в графике срока. О том, можно ли и как бороться с подобным коммунальным беспределом, рассказывает руководитель НП «Ассоциация независимых юристов Смоленска» Олег Рабушенко.

Вода по закону

Анастасия Голикова, smol.aif.ru: «Вопрос от читателя: В этом году нашему дому особенно «повезло»: горячую воду у нас отключили аж на несколько месяцев. Неужели все это законно? В других городах отключения длятся гораздо меньше!»

Олег Рабушенко: По закону исполнитель коммунальной услуги обязан обеспечить потребителям бесперебойное (либо с перерывами, не превышающими законную продолжительность) водоснабжение. Гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.2496-09) установлены требования к эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения: в частности, пункт 3.1.11 гласит, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Таким образом, когда коммунальщики превышают указанные сроки, они нарушают наши права.

Вдобавок отключения горячей воды не должны происходить неожиданно для жильцов. Если это не аварийная ситуация, то коммунальщики должны предупредить жильцов многоквартирных домов за 10 дней до проведения работ. Об этом говорится в пункте 117 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 года № 354. Коммунальщики не соблюдают сроки уведомления - это тоже нарушение прав жильцов.


А.Г. По поводу сроков понятно, но что делать жильцам, если коммунальщики их постоянно нарушают? Куда обращаться?

О.Р.: Если сроки нарушаются, мы имеем право требовать перерасчет платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения от оплаты. Но для этого необходимо выполнить ряд условий.

Во-первых, установить сам факт непредоставления услуги. Раздел X вышеуказанных Правил гласит, что горожане могут сообщить в аварийно-диспетчерскую службу о том, что у них в квартире нет воды - как в письменной, так и устной форме, в том числе по телефону. В разговоре с диспетчером нужно представиться, сообщить имя и фамилию, адрес и имеющиеся у вас претензии. В ответ диспетчер также должен представиться и сообщить номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации. Это очень важно и пригодится вам в дальнейшем!

Коммунальный ликбез:

После этого должна быть проведена проверка, которая или подтвердит факт нарушения, или нет. Если нарушение установлено, то период, за который можно требовать перерасчет, начинается с момента обращения к диспетчеру, а заканчивается тогда, когда в квартиру вновь возвращается вода. Кроме перерасчета жильцы вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в установленном законом размере и компенсации всех причиненных убытков, в том числе морального вреда. Правда, возмещения последних вам, скорее всего, придется требовать уже в судебном порядке.

О.Р.: Можно подать индивидуальное или коллективное обращение в структуры, призванные контролировать соблюдение законодательства в сфере ЖКХ. Например, в прокуратуру или Государственную жилищную инспекцию, которые по вашей жалобе в течение 30 дней будут обязаны провести проверку и принять меры по защите нарушенных прав и законных интересов заявителей, а также привлечь виновных лиц к ответственности. Кстати, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами карается административным штрафом на должностных лиц в размере от пятисот до тысячи рублей, на юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей (ст. 7.23 КоАП РФ). В любом случае коммунальщики получат предписание устранить нарушение законодательства, что заставит их решать свои «проблемы» по ремонту теплосетей более оперативно и не в ущерб потребителям.

Плесень квартирная

А.Г. Другой читатель жалуется, что заметил на стене своей квартиры черную плесень. Пытался ее убрать, но плесень появляется через какое-то время снова. У соседей та же история. Подскажите, пожалуйста, обязана ли управляющая компания уничтожить этот грибок? Или это вновь «обязанности жильцов»?

О.Р.: Нет, появление грибка зачастую означает плохую работу вашей управляющей компании, например, по устранению причин промерзания межпанельных швов, текущих крыш и тому подобного. Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающая дом организация должна вовремя устранять все повреждений стен, следить за их теплозащитой, влагозащитой и так далее.

Но сейчас модно обвинять в появлении грибка самих жильцов, поэтому для того, чтобы признать виновной именно вашу УК или ТСЖ, необходимо зафиксировать наличие плесени и грибка, установить причину их появления, доказать, что ваша УК не исполняет требования по содержанию и ремонту и оценить причиненный вам ущерб. Для этого вам потребуются акты осмотра помещения с обязательным указанием всех обнаруженных дефектов и причины распространения грибка и плесени. Добиться обследования квартиры и получить эти акты вы можете по письменному заявлению в управляющей организации.

По материалам сайта: http://www.smol.aif.ru