Стальная кровля
Стальные кровли в настоящее время из-за экономии металла имеют ограниченное применение. Кровельную сталь используют в жилищном строительстве для покрытий карнизных свесов, разжелобов, слуховых окон, выступающих декоративных элементов зданий и для водосточных труб. Кроме этого кровельную сталь применяют для ремонта существующих стальных кровель, а также для покрытия промышленных зданий, поясков, сандриков и оконных отливов на фасадах зданий.
Устройство стальной кровли. Стальную кровлю устраивают из оцинкованных и черных листов кровельной стали размером 1420х710 мм. Перед применением определяют правильность их размеров и прямоугольность углов. Листы с отклонениями от стандартных размеров отсортировывают и в дальнейшем используют для заготовки элементов кровли, не требующих точных размеров, например для водосточных труб, сливов. На стандартных листах молотками убирают выпуклости. Чтобы заготовить различные изделия, материал размечают на заготовки при помощи измерительных приборов и инструментов, наносят отметки на металле. Затем по разметкам разрезают стальной лист различными видами ножниц в зависимости от толщины листа. Для рядового покрытия скатов крыши, карнизных свесов, настенных желобов, разжелобов заготавливают картины. Картина — это элемент кровельного покрытия, у которого кромки подготовлены для фальцевого соединения. Обычно их делают составными из двух листов, реже одинарными. Картины на крыше соединяют в полосы длиной на скат, т.е. от карниза до конька. Полосы крепят к обрешетке узкими полосками кровельной стали (кляммерами), которые одним концом заводят в стоячие фальцы при их изгибе, а другим прибивают гвоздем к брусу обрешетки. Двойные лежачие фальцы промазывают суруповой замазкой, а фальцы оцинкованных картин пропаивают. Кровельная листовая сталь для заготовки картин или звеньев водосточных труб должна иметь ровные плоскости с прямыми углами. На рис. 30 показаны виды фальцевых соединений.
Рис. 30. Фальцевые соединения :
а - отгиб кромки для одинарного лежачего фальца; б - соединение листов одинарным лежачим фальцем; в - отгиб кромки для двойного лежачего фальца; г - соединение листов двойным лежачим фальцем; д - отгибы в листах кромок для одинарного стоячего фальца; е - соединение листов одинарным стоячим фальцем; ж - отгибы в местах кромок для двойного стоячего фальца; з - промежуточный отгиб для двойного стоячего фальца; и - соединение двойным стоячим фальцем.
Фальцевые соединения по внешнему виду делятся на лежачие и стоячие, а по степени уплотнения — на одинарные и двойные. Размеры фальцев на рис. 30 даны для листов толщиной 0,45. 0,7 мм. Для более толстых листов размеры отгибов увеличиваются на 20%. Боковые длинные края листов, идущие вдоль ската, соединяют стоячими фальцами, а горизонтальные — лежачими. Скаты кровель покрывают полосами, составленными из последовательно соединенных картин. Для покрытия крыши требуется 85. 90% двойных картин и 10. 15% одинарных, которые бывают необходимы для дополнения в полосах. Карнизный свес начинают устраивать с установки штырей со скобами и Т-образных костылей, прибиваемых гвоздями к обрешетке. Штыри располагают по осям водоприемных воронок, а костыли — через 700мм друг от друга с допусками ±30 мм. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть 200. 400 мм (рис. 31).
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Рис. 31. Кровля из листовой стали :
а - общий вид; б - лежачий фальц; в - стоячий фальц; г - картина из двух листов; д - крепление листов кляммерами.
Картины для покрытия карнизного свеса соединяют на водоразделе одинарным лежачим фальцем. Желобы, лотки, воронки водосточных труб и сами трубы являются элементами единой водоприемной системы. Загибы лежащих фальцев делают по направлению уклона. Лотки верхней частью закрепляют под листы желоба, а боковыми сторонами скрепляют с ним. Воронки водосточных труб следует крепить не к лоткам, а к спуску карниза специальной стремянкой; при креплении к лоткам воронка вместе с лотком может оторваться при засорении или обледенении. Устройство настенного желоба и водоприемной воронки показано на рис. 32.
Рис. 32. Устройство настенного желоба и водоприемной воронки :
1 - штырь со скобой; 2 - водоприемная воронка; 3 - лоток; 4 - настил разжелобков; 5 - стропильная нога; 6 - карнизный настил; 7 - обрешетка; 8 - картина настенного желоба и карнизного свеса; 9, 13 - гвозди; 10 - костыль; 11 - карнизный свес; 12 - крюк для желобов; 14 - кляммеры.
Водосточные трубы собирают также из заранее заготовленных звеньев, состоящих из ствола, коленки и воронки. Трубы отвесно навешивают на стены и крепят штырями со скобами, устанавливаемыми через 1,4. 1,5 м. Установку штырей со скобами и монтаж водосточных труб ведут одновременно с кладкой кирпичных и крупноблочных стен. Листы неоцинкованной стали перед укладкой на место покрывают олифой. В дальнейшем такая кровля требует систематической покраски один раз в 2. 3 года. Оцинкованные кровли красить не нужно. Преимущества стальной кровли — небольшой вес (примерно 5. 10 кг/м 2 ) и возможность создания сравнительно малых уклонов (16. 24%). При примыкании кровли к стене или брандмауэрах край рядового покрытия должен быть заведен в бороздку к кладке стены; при этом глубина борозды должна быть не менее 7 см, а высота — не менее 13 см; кромка рядового покрытия, заводимая в борозду, должна заканчиваться вертикальным отгибом высотой не менее 10 см (см. рис. 31). При этом кромка должна быть укреплена костылями, забиваемыми через 250. 300 мм в швы кладки или в заложенные в кладку просмоленные пробки.
При покрытии фронтонных свесов, поясков, сандриков у наружной кромки листов устраиваются отворотные ленты. Боковые стенки фонарей и слуховых окон должны покрываться листами, соединенными между собой и рядовыми покрытиями. При покрытии слуховых окон полукруглой формы листы следует соединять двойным фальцем, а слуховых окон, имеющих плоские скаты — гребнем. В местах примыкания рядового покрытия к дымовой трубе ширина вертикальных отгибов кромок воротника, заводимых под выдру, должна быть не менее 150 мм со стороны конька и 100 мм — с низовой и боковой сторон. Зазор между кладкой трубы и воротником должен быть заполнен замазкой. Колпаки дымовых труб должны выполняться со свесами не менее 20 мм. Крепление колпаков к трубе производится при помощи проволоки и гвоздей, забиваемых не ближе, чем во второй шов от верха трубы.
Ремонт стальной кровли. При ремонте стальной кровли в отдельных местах применяют заплаты двух типов: по ширине картины, когда листы кровли износились на плоскости, и промежуточные — при повреждениях в гребнях или около них. Для устройства заплаты заготавливают лист с некоторым припуском на размер изношенных мест. Припуски используются для соединений. Поврежденное место раскрывают, на это место укладывают лист заплаты, соединяя его со старым листом стоячими и лежачими фальцами. Заплаты соединяются двойным лежачим фальцем в ендовах и настенных желобах. На особо пологих скатах заплаты соединяются со старыми листами пропайкой швов. Перед тем как установить заплаты, их необходимо проолифить, а после окончательного соединения со старыми листами закрасить атмосферостойкими красочными составами, одновременно закрасив и места соединений для предотвращения коррозии.
Если ремонт стальных кровель производят отдельными заплатами, то кровельную пасту, мастику, парусину, брезент укладывают на отверстия в кровле размером от 30 до 200 мм. Если отверстия размером до 30мм ремонтируют без заплат, их замазывают суриковой замазкой, горячим битумом, кровельной мастикой. Отверстия на 30. 40 мм вокруг следует предварительно очистить от грязи, ржавчины и дважды промазать со стороны крыши и чердака. Ремонт желобов, карнизных свесов, лотков и водосточных труб выполняется чаще, чем самой кровли, так как эти элементы часто подвергаются механическим воздействиям при неаккуратном скалывании льда и сбрасывании снега, на этих частях кровли дольше задерживается влага.
Если половина всей кровли пришла в негодность, заменяют всю кровлю новыми листами кровельной стали. Листовой материал покрытия кровли особенно сильно подвергается коррозии в местах соединений или между брусками обрешетки со стороны чердачного помещения, когда в нем нарушается нормальный температурно-влажностный режим. Соединительные детали, такие, как гвозди, болты, проволока выполняются из неоцинкованной стали и в местах их соединения с оцинкованными листами кровельной стали образуется электропара, действующая разрушающе на оцинкованную сталь. В этом случае рекомендуется делать прокладку одного или двух слоев рубероида. Такое же явление наблюдается при применении неоцинкованных ухватов при установке водосточных труб, выполненных из оцинкованных стальных листов. Кровля из листовой стали приходит в негодность из-за сильно развитых процессов коррозии, если уклон крыши делается недостаточным, вызывающим застой воды. При необходимости замены всей кровли или большей ее части необходимо устройство обрешетки с измененным углом уклона. При частичной замене стальной кровли работы по заготовке и укладке кровельных картин выполняют так же, как и при устройстве новых стальных кровель. Хорошо сохранившиеся старые листы, снятые с крыши, используют вторично для рядового покрытия на южном скате. Их предварительно очищают, обрезают по периметру, олифят и окрашивают. Использовать их для ответственных частей крыши, таких, как ендовы, карнизные свесы и т.д. не рекомендуется. Для них должна применяться только новая листовая сталь. Все фальцы, и стоячие, и лежачие до их обжатия тщательно промазывают замазкой на железном сурике.
В целях экономии стали кровли с большой степенью износа можно ремонтировать рулонными материалами. Перед началом работ устраняют дефекты в обрешетке, потом ремонтируют желоба, спуски и водосточные устройства. Прикрепляют оторванные участки кровли и вспученные места гвоздями, а поверхность кровли очищают от мусора и ржавчины металлическими щетками. Полотна рулонных материалов настилают вдоль и поперек стоячих фальцев кровли (рис. 33).
Рис. 33. Покрытие стальных кровель рулонными материалами :
а - рядами параллельно коньку; б - рядами перпендикулярно коньку;
1 - прижимные гребни стоячих фальцев; 2 - горячий битум; 3 - рубероид.
При продольном покрытии вдоль стоячих фальцев с двух сторон прибивают рейки треугольного сечения одинаковой высоты с фальцем. Затем поверхность кровли и брусков покрывают горячим битумом, по которому наклеивают полотна материала; работу ведут от карниза к коньку так, чтобы каждый последующий ряд перекрывал ранее наклеенный на 8 см. При покрытии поперечными полосами стоячие фальцы предварительно пригибают к плоскости кровли. Работу ведут от карниза к коньку, приклеивая полотнища горячим битумом. Каждый ряд укладывают так, чтобы следующий перекрывал его не меньше, чем на 8 см.
Ремонт водосточных труб может заключаться в частичной замене отдельных звеньев, колен, воронок или в полной их замене. При смене отдельных прямых звеньев труб и колен следует сначала опустить на 8. 10 см нижнюю часть ствола трубы, предварительно освободив его от затяжки и стремени. Затем заменяемая деталь удаляется, ставится новая, ее крепят за верхний конец в стремени, а затем нижнюю часть трубы поднимают и соединяют с новой. При полной смене водосточной трубы монтаж начинают снизу. При окраске отремонтированной кровли необходимо по возможности использовать безолифные окрасочные составы, например каменноугольный лак марки А, так называемая кузбасскраска, которая получается перетиранием в шаровых мельницах каменноугольного лака с железным суриком. Перед нанесением кузбасслака на стальную кровлю поверхность грунтуется дивинилацетиленовой краской. Окраска стальных кровель в жаркую погоду, на солнцепеке, во время дождя, по непросохшей от дождя или росы поверхности и при температуре ниже +3°С не допускается. Кровли из неоцинкованной листовой стали окрашивают масляными красками, обязательно содержащими в своем составе железный сурик или оксид хрома в качестве пигмента. Эти краски выпускаются готовыми к употреблению или густотертыми. Для последних необходимую рабочую вязкость получают, разбавляя олифами.
По материалам сайта: http://www.mukhin.ru