Палуба для надувной лодки
К истории вопроса
Производство надувной резиновой лодки «Нырок» началось на одном из предприятий Ярославля в 1972 году. Конструкция из двух сопряженных U-образных баллонов оказалась настолько удачной, что за без малого 40 лет в нее не вносилось принципиальных изменений. «Нырок» стал своего рода рыболовным автоматом Калашникова: совершенствовать его некуда, ибо достигнут идеал простоты и надежности. И, как на базе знаменитого АК было создано еще много всего автоматического и стреляющего, так и классический ярославский «бублик» разошелся в многочисленных, косметически модернизированных вариантах. Надувное дно, одно-, двух-, трехместные модели, поворотные уключины, деревянные сидения, конструкция из 3 отсеков, разные торговые названия, но в своей основе любой представитель семейства оставался все тем же «Нырком».
Рыболовы и туристы полюбили эту лодку, пришлась она по вкусу и охотникам, которые не зубоскалили насчет ее названия, зная, что нырок - это утка. Плюсы «Нырка» налицо - компактность (укладывается в небольшой рюкзак), ремонтопригодная (зашивается и клеится даже без вулканизации), невысокая цена по сравнению с аналогами из ПВХ, хорошие гребные свойства и «неубиваемость»: моему первому «Нырку» модели «41» уже 13 лет, а он жив-здоров и весной этого года бодро прошел сплав по каменистой речке.
Однако имеются у лодки и недостатки. Во-первых, она относительно тяжела: три слоя - резина, ткань, резина; деревянные весла и скамейки весьма ощутимо оттянут плечи путнику, отправившемуся на рыбалку на удаленный водоем. Резина в отличие от ПВХ тянется, даже будучи проклеена тканью, поэтому необходимо контролировать давление в баллонах. Известно много случаев, когда перекаченные отсеки взрывались в жаркий солнечный день.
Жалуются рыболовы и на воздействие на резину бензина и масла. Мне трудно что-то сказать по этому поводу, поскольку по идее «Нырок» и бензин встречаться не должны. Мотор, даже маленький, лодке не нужен, а там, где река загрязнена топливом, нет рыбы, дичи и неинтересен сплав.
Главный, на мой взгляд, минус лодки семейства «Нырок» - невозможность полноценной ловли с нее спиннингом, которая предполагает стоячее положение рыболова. Сидя даже на жесткой скамейке, по-настоящему ловить можно только на дорожку. Оценка дистанции, правильный заброс, ступенчатая проводка, джеркинг, вываживание, подсачивание - эти и многие другие операции рыболов лучше делать стоя. Мягкое, пружинящее днище лодки (простое или надувное - без разницы) не дает возможности встать в полный рост.
Однако этот недостаток, в отличие от перечисленных выше, технически устраним. Лодке необходимо вставное жесткое днище, точнее сказать - палуба. Ее изготовлением я и решил заняться, причем предлагаю читателям не итоговое сухое техническое руководство по сборке, а возможность следовать за мной «в реальном времени» и следить за каждым шагом работы, среди которых будет и пара ошибок.
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Нарушение правил
Будем считать, что обычный владелец «Нырка» ездит на легковом автомобиле без багажника. Лодка транспортируется в свернутом состоянии, поэтому палуба также должна быть разборной и помещаться в машину. Владельцам кузова «универсал», к которым отношусь и я, несколько проще, но пусть наша палуба войдет в салон «седана».
Размер внутренней стороны днища 2-местных лодок нашего семейства - 800 на 2300 мм. Дощатая палуба, даже из тонких реек или планок, таким образом, исключается, иначе мы получим ворох досок и многочасовое мучение с их скреплением между собой. Оптимальный вариант - многослойная фанера. Если спиннинг - ваше постоянное «боевое оружие», стоит взять водостойкую фанеру, я же бросаю блесну от случая к случаю, поэтому буду довольствоваться обычной фанерой, естественно, с последующей покраской.
Шестислойная фанера толщиной 9 мм понравилась мне больше всего. Стандартный лист любой толщины, продающийся в розницу у нас в регионе - это квадрат 1525x1525 мм. И вот я стою у ворот склада с 1,5-метровым фанерным листом (впрочем, кто с кем рядом стоит - вопрос спорный, ибо лист тяжелый, неудобный и парусящий). А что дальше? Багажника у автомобиля нет, неужели придется заказывать грузовое такси?
Решение нашлось несколько авантюрное, но простое и практичное. Лодке нужна палуба? Тогда пусть сама лодка и помогает везти материал! Не надутую лодку аккуратно раскатываю на крыше машины дном вниз, после чего кладу на нее лист фанеры (фото 1-2) и креплю веревкой к крыше автомобиля через дверные проемы (не через опущенные стекла, иначе не откроете дверь!) Поехали! Скорость, естественно, держим невысокую, чтобы не нарастала подъемная сила. После того, как разгрузил машину, на крыше - ни царапинки. Можно брать в руки ножовку.
Кройка и шитье
Итак, знакомьтесь. Моя модификация «Нырка» носит название «Иволга-2-06». В носовой части не один, а два баллона-скулы. Дно по-прежнему надувное. Если положить лодку дном вверх, точный контур будущей палубы будет хорошо виден по второму от края сварному шву (фото 3). Разрезаем фанерный лист на два равных прямоугольника, ширина каждого будет 762,5 мм (фото 4).
Этого как раз достаточно, чтобы загнать палубу под борта и прижать ее ими. Палуба будет состоять из двух частей - носовой и кормовой. Длина каждой части - 1150 мм. Так они гарантированно войдут в салон любой средней легковой машины. Носовой и кормовой края фанеры закругляем. Выкройку для этого легко сделать из обычной газеты. Шов, по которому определяем контур дна (палубы), прекрасно через нее прощупывается (фото 5-7).
Нос «Иволги» острее, чем у классического «Нырка», по-этому носовая часть палубы будет заужена (фото 8). Соединительным «мостом» между двумя частями палубы будет служить один из двух кусков фанеры шириной 375x762,5 мм, отпиленных при изготовлении основных частей палубы. Второй маленький прямоугольник не нужен (фото 9).
В носовой части палубы не забудем сделать отверстие для патрубка надувного днища, в просторечии именуемого «пипкой» (фото 10).
Две части днища скрепляем с помощью «моста» и 12 болтов М8х25 мм. Для этого сверлим отверстия на одинаковом расстоянии от краев и середины «моста» (я отступил 40 мм). Соединив фанеру парой «наживочных» болтов, остальные отверстия я проделал в соединенном состоянии, в дальнейшем это обеспечило точность совмещения. Шайбы не понадобятся: плотно завернутая гайка на фанерном листе держится хорошо. Скруглять слесарную шестигранную головку болта также не нужно: толстую резину днища она не процарапает. А вот болты лучше купить нержавеющие.
Края частей палубы и отверстий в них обрабатываем наждачной бумагой. Сделать это нужно очень тщательно, любая оставшаяся заноза - крайне опасный сосед для резины. Наконец, можно приступать к покраске (фото 11).
Разбор полетов
В итоге ремкомплект вашей надувной лодки потяжелел на дюжину болтов с гайками и на один ключ «на восемь». Сложенные части палубы входят на багажную полку небольшого универсала или ставятся стоймя к спинке заднего сидения (фото 12-13). По отзывам пассажиров, это терпимо и способствует улучшению осанки.
Чтобы ничего случайно не поцарапать и не испачкать (на обратном пути палуба будет несколько грязнее), можно сшить для нее чехол с ручками. Так будет удобнее ее переносить.
А вот с носом я допустил ошибку: у «Иволги» он не только заужен, но и чуть поднят вверх. Вставленная под борта палуба опасно натянула нос днища, так что ее носовую часть пришлось значительно скруглить <фото 14).
Опасение вызвали и крайние ряды гаек, которые едва-едва не царапают внутреннюю нижнюю часть борта. Советую отступить не 40, а 60-70 мм от края - клеить протертую резину в этом месте трудно, лучше не рисковать (фото 15)!
И, наконец, о приятном. В лодке можно спокойно стоять и даже ходить от носа до кормы! Ноги сначала чуть пружинят, но потом привыкают и почти не напрягаются. Идеальный вариант - стоящий спиннингист и сидящий гребец, так создается дополнительная остойчивость.
Вся попавшая в лодку вода стекает под палубу на резиновое днище, и под ногами ничего не хлюпает. Палуба выполняет функцию жесткой распорки, и лодка стала гораздо более ходкой, четкой в управлении и устойчивой на курсе.
И, конечно, весь «театр рыболовных действий» теперь перед глазами. Прикинув расстояние с высоты роста, кладем приманку точно в намеченное место и ведем ее так, как захотим!
По материалам сайта: http://belkamfish.com