ПУТИ СНИЖЕНИЯ ШУМА ОТ ЛИФТОВЫХ УСТАНОВОК
Одной из наиболее важных задач, возникших в связи с переходом к строительству крупнопанельных, домов повышенной этажности, является создание малошумного инженерного оборудования, в том числе и лифтовых установок. Эксплуатация лифтов во многих случаях сопровождается высокими уровнями шума в машинных помещениях и шахтах. Вызванные работой лебедок колебательные процессы (внбрания) передаются по конструкциям здания и создают шум в квартирах .
Насколько интенсивен проникающий в жилые помещения шум лифта, зависит от шумовых характеристик механизма лебедки, архитектурно-планировочных и конструктивных решений машинных помещений и лифю- вых шахт, а также от звукоизолирующей способности ограждающих конструкций. Шум из машинного помещения передается в жилые помещения через перекрытия и ограждающие конструкции шахт лифта, а также через двери машинного помещения и квартир. Одновременно с воздушным шумом в квартиры проникает корпусной шум (материальная передача звука).
Общей характерной особенностью конструктивных решений лифтовых помещений является то, что шахты лифтов, как правило, примыкают к холлам, прихожим, сан^-злам или кухням квартир (оптимальное планировочное решение с точки зрения звукоизоляции — устройство выносной лифтовой шахты или ее расположение в лестничной клетке между лифтами). Машинные помещения лифтовых установок находятся на верхнем этаже, на уровне крыши дома. Плиты перекрытий машинного помещения во всех случаях представляют собой жестко защемленные по всему контуру прямоугольные панели Стены шахт лисЬтов жестко связаны с основными конструкциями зданий. Каких-либо мео, способствующих затуханию звуковых колебаний (вибрации), распространяющихся по корпусу здания, не предусмотрено.
Например, мапшнное помещение лпсЬтов крупноблочных домов серий ТЫ Я и И-2П6 расположено на уровне техническою этажа. Железобетонная плита перекрытия этого помещения толщиной 20 см опирается двумя сторонами на уступы специальных керамзитобеюнных бачок Условия опирання перекрытия и сплошное замоно - личивание конструкции машинного помещения tic препятствуют распространению вибрации по зданию, вызванной работой привода лифта, а, наоборот, усиливают его.
Шахта лифта встроена и выполнена из сборных блоков и панелей на всю высоту здания. Жилые квартиры изолируют от шума, возникающего в шахтах, двумя боковыми стенками, выполненными из блоков толщиной 39 см. Задняя стенка толщиной 38 см представляет собой двойное ограждение из блока толшиной 22 см и гипсобетонной панели толщиной 8 см, связанных между собой по контуру с воздушным промежутком между ними в 8 см. Такие ограждающие конструкции обеспечивают высокую звукоизоляцию квартир от воздушного шума. Но жесткое замоноличивание плиты помещения по всему контуру, отсутствие акустической развязки машинного помещения и шахты лифта от основных конструкций зданий, некачественное выполнение работ по заделке стыков в процессе монтажа сборных элементов лифтовой шахты могут быть причиной повышенного уровня шумов.
Машинное помещение лифтов в домах серии 1605 расположено на уровне крыши дома. Плита перекрытия помещения толщиной 20 см выполнена из железобетона и опирается на железобетонные балки. По всему периметру она защемлена стеновыми панелями. Специальные акустические развязки плиты от основных конструкций здания не предусмотрены. Шахта лифта встроена, монтируется она из объемных железобетонных элементов высотой на этаж размером 188Х168Х Х278 см, толщина стенок 10 см. Стыки объемных элементов шахты лифта находятся на уровне междуэтажных перекрытий. Непосредственно к шахте на каждом этаже примыкает одна квартира, причем с шахтой граничат кухня и санузел. Между стенкой объемного элемента и железобетонной перегородкой толщиной 14 см, ограждающей квартиру со стороны лестничной клетки, имеется воздушный промежуток 2,5 см, поэтому звукоизоляцию этого ограждения от воздушного шума обеспечивают две панели с воздушным зазором, не связанные по контуру. Недостатком такого решения является жесткая заделка по всему контуру плиты перекрытия машинного помещения. Однако двойное ограждение с воздушным промежутком создает акустический разрыв для вибрации, вызванной ударами на стыках направляющих кабин.
Машинное помещение лифта в домах серии 11-49 расположено на уровне крыши дома. Железобетонная илита перекрытия машинного помещения толщиной 18 см опирается на шахту и жестко заделана по всему периметру, что способствует передаче вибрации на ограждающие конструкции здания. Шахта лифта встроена и смонтирована из объемных элементов размером в плане 420X238, высотой на этаж, толщина железобетонной стенки объемного элемента 14 см. Шахта примыкает к санузлам и прихожим двух квартир. Звукоизоляцию боковых стенок объемных элементов шахты несколько увеличивают встроенные шкафы в прихожих. Объемные элементы в процессе монтажа устанавливают на междуэтажные перекрытия здания без каких-либо акустических развязок. Единственным различием шахт в домах серий П-49Д и П-49П является то, что в домах типа «П» объемные элементы шахт монолитные, а в домах типа «Д» их собирают из панелей на заводе. Жесткое закрепление плиты машинного помещения по всему контуру способствует распространению вибрации по основным конструкциям здания при работе привода лифтов. Отсутствие акустических разрывов объемных элементов от междуэтажных перекрытий, а также использование стен шахты в качестве разделительных ограждений между шахтой и квартирой неблагоприятно влияет на шумовой режим здания.
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Машинное помещение лифта в домах серии 11-57 расположено также на уровне крыши дома. Плита перекрытия машинного помещения представляет собой прямоугольную в плане пластину толщиной 18 см и при устройстве чистого пола защемляется по всему периметру. Таким образом, места защемления плиты являются акустическими «мостиками» для передачи вибрации на основные конструкции здания. Шахта лифта выполнена встроенной и является глухой на всю высоту здания. Лифтовую шахту монтируют из железобетонных панелей толщиной 14 см, которые опираются на междуэтажные перекрытия. Горизонтальные стыки панелей жестко защемлены междуэтажными перекрытиями. Такое решение способствует распространению шума косвенным путем в жилые комнаты. Лифтовая шахта на уровне каждого этажа примыкает к двум квартирам и граничит с прихожими и санузлами. Так же как жесткое защемление плиты перекрытия машинного помещения, это способствует распространению материального шума.
Машинные помещения, шахты лифтов, узлы их примыкания к квартирам в домах серий ПЗО/12 и П46(47)/12 одинаковы и выполнены из изделий Единого каталога. Машинное помещение лифтов расположено на уровне чердака. Плита перекрытия жилого помещения оторвана от плиты перекрытия машинного помещения, благодаря чему уменьшается передача вибрации от плиты перекрытия машинного помещения помещению здания. Шахты лифтов монтируют из объемных элементов, с толщиной стенок 12 см. Между шахтами лифтов и внутренними стенами имеется зазор 20—40 мм. Вертикальный шов между шахтами лифтов, а также шахтами и стенами здания заполняют деревянными наличниками или алюминиевыми нащельниками. Зазор между шахтами лифтов в каждом этаже в месте соединения объемных элементов заполняют древесноволокнистой плитой. Между объемными элементами шахты и внутренней стеной зданий, с одной стороны, и лестничной площадкой— с другой есть зазор 30 мм. Непосредственно к шахтам не примыкает ни одна квартира, благодаря чему шум от лифтов в квартирах снижается. Недостаток конструкции лифтовых шахт — жесткая заделка по всему контуру плиты перекрытия машинного помещения. Однако отрыв плиты перекрытия машинного помещения от плиты перекрытия жилого помещения создает достаточную звукоизоляцию квартир. Воздушный зазор между шахтами лифта и между его стенами и лестничной площадкой создает акустический разрыв для вибрации, вызванной ударами на стыках направляющих кабин.
Уровень шума в жилых комнатах регламентирован «Санитарными нормами допустимого шума в жилых домах» № 535-65, согласно которым он не должен превышать 30 дБА.
Таблица 53. Средние уровни шума в жилых комнатах, примыкающих к машинным помещениям лифтов, при сдаче домов в эксплуатацию
По материалам сайта: http://msd.com.ua