• Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
  • С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
  • Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
    • Зачем нужен фундамент. Краткая историческая справка

      Фундамент нужен для того, чтобы дом опирался на твердое основание и прочно держался на земле. Вот в общем-то и все, что можно сказать об основном назначении фундамента. Однако, не смотря на эту кажущуюся простоту, расчет фундамента - одна из сложнейших задач современного проектирования.

      Это кажется довольно странным, особенно в XXI веке, когда космические корабли уж полвека бороздят просторы большого театра. И причина такого положения дел совсем не в том, что хромает теория расчета. С теорией расчета никаких особых проблем нет, если известны все основные характеристики грунта. Вот только эти самые характеристики грунта очень редко бывают точно известны. А еще эти характеристики не остаются постоянными во времени, а изменяются. Зимой грунт замерзает и вспучивается, весной оттаивает и проседает, грунт может размываться грунтовыми водами, давать усадку на подрабатываемых территориях, смещаться в результате сейсмической деятельности. И это еще далеко не все, что может с грунтом, а в данном случае с основанием, произойти.

      Потому важность прочного и надежного фундамента начала осознаваться человеком с древнейших времен. Ярчайший тому пример - история об Атлантиде, рассказанная Платоном со слов египетских жрецов. И суть этой истории вовсе не в том, что некогда на Земле существовала развитая и могущественная цивилизация, а в том, что у людей, эту цивилизацию создавших, не хватило ума построить свой полис на прочном и надежном основании. Ну а в том, что человек свои ошибки и просчеты любит сваливать на богов - ничего удивительного нет. Кстати, рассказ о всемирном потопе в Ветхом Завете, на мой взгляд являющийся очень качественной литературной обработкой одного из сказаний о Гильгамеше, является одной из вариаций легенды об Атлантиде.

      Сами египтяне, придумавшие или переосмыслившие легенду об Атлантиде, суть легенды понимали правильно, во всяком случае большая часть пирамид и прочих культовых сооружений древнеегипетской цивилизации прекрасно сохранилась. В частности потому, что основанием таких пирамид и храмов были горные плато, другими словами достаточно прочные горные породы. С одной стороны египтяне использовали эти горные породы в качестве стройматериалов, а с другой стороны в качестве основания. Карьеры, где добывался известняк для блоков пирамид, как правило расположены на относительно небольшом расстоянии от пирамид.

      Впрочем, развитие человеческой цивилизации шло по нескольким путям, то же самое можно сказать и о фундаментах. Много тысяч лет назад, когда животных, опасных для человека, было много, а людей было мало, но уже больше, чем природные пещеры - одни из первых обиталищ человека - могли в себя вместить, сформировался квартирный вопрос. Т.е. людям нужно было жилье, которое защищало бы от диких животных, прихотей погоды и самое главное, от других людей, потому как самый страшный, самый опасный и самый несокрушимый враг человека - это другой человек.

      Вопрос этот с древнейших времен и по сегодняшний день решается по разному. Свидетельство тому - наставление о выборе жилья, сейчас более известное, как сказка о трех поросятах. Конечно, если бы это наставление было создано иудеями, то сейчас оно входило бы в состав Торы или хотя бы Талмуда и мы имели бы возможность анализировать текст практически в том виде, в каком он был создан. Однако наставление это, судя по всему, появилось у одного из племен, населявших Европу, и дошло до нас в виде английской сказки и сказки в обработке Сергея Михалкова.

      В английском варианте старая свинья, когда уже не могла прокормить своих поросят, то отправила их бродить по свету в поисках счастья. Первый поросенок встретил человека, везущего солому. Поросенок попросил у человека немного соломы и построил себе дом. Потом пришел волк, дунул-плюнул, дом рассыпался и волк съел поросенка. Второй поросенок встретил человека, везущего хворост. Поросенок попросил у человека немного хвороста и построил себе дом. Потом пришел волк, дунул-плюнул, дом рассыпался и волк съел поросенка. Третий поросенок встретил человека, везущего кирпичи. Поросенок попросил у человека немного кирпичей и построил себе дом. Потом пришел волк, но сколько он ни дул ни плевал, дом разрушить не смог. Многочисленные хитрости, к которым волк прибегал, чтобы выманить третьего поросенка из дома тоже ни к чему не привели. В итоге волк полез через трубу, упал в котел с кипящей водой и лопнул, а из пуза у него выскочили два ранее съеденных поросенка. Следует заметить, что тема попадания внутрь хорошо охраняемых объектов через инженерные коммуникации, как то - дымоходы, канализационные люки, воздуховоды кондиционирования усиленно эксплуатируется в современном американском кинематографе. Связано ли это со сказкой о трех поросятах - не знаю.


      • Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
      • С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
      • Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
        • В версии Михалкова отсутствует мать свинья и упоминания о людях, а поросята не безличны, а имеют имена, хотя и довольно странные. Поросята приходят к мысли о необходимости строительства жилья постепенно, под влиянием изменяющегося климата. Поросята сами находят или изготавливают стройматериалы для своих домов, да и технология строительства в версии С. Михалкова описана более детально. Тем не менее общий смысл в обоих вариантах дошедшего до нас наставления приблизительно одинаков:

          1. Если не хочешь сильно париться и тратить кучу времени, денег и физических сил на строительство жилья, то построй себе дом из легких и дешевых подручных материалов. Но при этом будь готов к тому, что дом твой легко может быть разрушен и ты можешь погибнуть. В этой связи примечателен опыт строительства жилья на атлантическом побережье США, где ураганы с нежными женскими именами свирепствуют чуть ли не каждый год, иногда и люди гибнут. Однако использование легких и дешевых строительных материалов позволяет свести убытки от ураганов к минимуму и максимально быстро восстанавливать жилье.

          2. Если же хочешь иметь максимальную защиту от окружающего мира, то будь готов к тому, что придется потратить множество времени (а возможно и не одну человеческую жизнь), физических сил и денежных средств, чтобы построить тяжелый крепкий дом. Впрочем, и это далеко еще не гарантия безопасности - враг коварен и если в голове мозгов нет, то никакие стены не помогут.

          Тут может возникнуть вопрос, какое отношение к фундаменту имеет наставление о выборе жилья, ведь если не считать упоминания о том, что Нуф-Нуф перед началом строительства забивал в землю колья, то тема фундамента в наставлении не раскрыта. Причин тому может быть несколько:

          Многие народы до недавнего времени обходились, а некоторые и по сегодняшний день при строительстве жилья обходятся без фундамента. Во всяком случае, без той конструкции, которую нынче понимают под фундаментом. И само заморское слово "фундамент" - яркое тому свидетельство, потому как предки наши жили и в землянках и в рубленных избах и в глинобитных хатах, а таким небольшим сооружениям фундамент, а значит и слово, эту конструкцию определяющее, не сильно были нужны. В некоторых конструкциях срубов роль фундамента выполнял окладной венец - ряд бревен из лиственницы, укладываемый прямо на землю и защищавший стены избы от гниения. Иногда в углах сруба укладывались валуны соответствующего размера и пространство между землей и окладным венцом закрывалось "завалинкой" для повышения теплоизоляции. Уникальность рубленой избы в том, что древесина одинаково хорошо работает как на сжатие, так и на растяжение, потому небольшие деформации основания для рубленой избы не страшны. Чтобы стены землянки не осыпались, их укрепляли плетнями, создавая таким образом подобие подпорных стенок. Ну а глинобитные хаты 1-2 раза в год мазались глиной и по возможности белились, причем за прошедшие века или даже тысячелетия это стало таким привычным делом, что некоторые женщины, пусть даже живущие в современных прочных домах, если не поменяют обои хотя бы раз в 2-3 года, чувствуют себя не в своей тарелке.

          Кочевые народы, использовавшие легкие и быстро трансформируемые виды жилья, казалось бы должны были заботиться о фундаменте еще меньше. Однако, как это ни парадоксально, для легких юрт, шатров, чумов, яранг, вигвамов и других трансформеров, фундамент нужен гораздо больше, вот только задача такого фундамента - не передавать нагрузку от жилья основанию. а не дать жилью оторваться от этого самого основания. И сейчас выезжая на природу и расставляя на опушке леса палатку, мы загоняем колышки в землю, а такие колышки и есть фундамент для суперлегкого жилья.

          Между тем обычное человеческое жилье, или скажем так, жилье для трудового народа - это одно, а вот культовые сооружения и жилье царей, князей, фараонов, императоров и прочей знати - совсем другое дело. Ведь что такое обычный человек и его жизнь? Как поется в песне - только миг между прошлым и будущим. А вот боги - вечны (даже те, которые уже давно и надежно забыты). А значит, все лучшее - богу, ну и соответственно его родственникам и наместникам на земле, каковыми себя искренне считали большинство правителей. Поэтому не удивительно, что историю фундаментостроения следует изучать не по образцам человеческого жилья, а, так сказать, по божьим обителям.

          В условиях Египта фундамент не сильно был нужен даже для храмов и пирамид, потому если у строений и скульптур и был фундамент, то никак не выделялся (и знаменитый сфинкс и большинство пирамид никакого видимого фундамента не имеют). Ветхий Завет (часть Библии, созданной иудеями), не смотря на невероятную энциклопедичность и внимание к деталям, повествует о фундаментах и их устройстве достаточно редко и очень туманно, во всяком случае такое впечатление складывается при ознакомлении с переводом Библии на русский язык. Да оно и понятно, ведь в русском языке, как уже говорилось, до недавнего времени и слова "фундамент" не было, а было только слово "основание". Слово же "основание" сейчас имеет около 9 значений, смысл которых сводится к тому, что основание - это нечто изначальное, на чем зиждется все остальное. В современном строительстве основание - это прочные горные породы или плотный грунт, на котором возводится фундамент.

          Потому библейские высказывания о разрушении домов, городов или стен "до основания" можно понимать двояко. Наиболее определенным в этом отношении является описание строительства дома Господня Соломоном в Иерусалиме: "И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом. Дом же главный обшил деревом кипарисовым и обложил его лучшим золотом, и выделал на нем пальмы и цепочки. И обложил дом дорогими камнями для красоты; золото же было золото Парваимское. И покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов. " (2 книга Пралипоменон; 3.3-7). Как видим, не смотря на множество подробностей, материал фундамента и глубина его заложения так и остались неопределенными.

          А вот в эпоху расцвета Греции и Рима фундамент стал обязательным элементом любого классического строения. И термин "фундамент" получил вполне определенный смысл. Так по словам Марка Витрувия Поллиона, римского строителя I века до н.э, написавшего "10 книг по архитектуре", постройки «должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту. Прочность же достигается заглублением фундамента до материка, (т. е. до уровня скалы или плотного грунта), тщательным отбором всего материала и не скупым его расходованием ». Кроме того, Витрувий упоминает о испытанном и надежном методе укрепления слабых грунтов с помощью свай, без особых, впрочем, подробностей.

          Лион Батиста Альберти, написавший через полторы тысячи лет после Витрувия свои "10 книг о зодчестве", уточнил понятие основания: «Основание, если мы не ошибаемся, есть не часть постройки, а очевидно, то место или площадка, где должна быть постройка, ибо если имеется совершенно твердый и вполне устойчивый иногда каменистый участок — какие еще основания нужно тебе устраивать, прежде чем воздвигать самую постройку? У сиенцев можно видеть огромнейшие массивы башен, поставленные прямо на голую землю, ибо основанием служит твердая гора, состоящая из туфа. Иными словами устройство основания, т. е. углубление и копка потребуется там, где нужно будет искать крепкого и устойчивого грунта, выкапывая и углубляя котлован ». Подобным понятием основания строители пользуются и по сей день.

          «Земля ведь состоит из разнообразных и многочисленных слоев, под ними в различном и неопределенном порядке находится плотный и твердый слой, наиболее пригодный для несения зданий » - развивает далее свою мысль Альберти. Но особо ценным и полезным даже и для сегодняшнего дня я считаю совет Альберти перед началом строительства «чтобы не впасть в ошибку, посоветоваться с учеными, знающими местными жителями и соседними архитекторами, так как из примера древних зданий и собственного опыта они смогут определить, насколько устойчив и каков грунт данного участка ».

          Но на этом Альберти не останавливается и далее обосновывает важность геологоразведки перед началом строительства: «В венецианской крепости Мнесторе мы видели башню, которая по прошествии ряда лет со времени своего окончания, тяжестью своей продавила грунт, на котором стояла — грунт, как оказалось, был рыхлый, топкий, и слабый — и провалилась в землю до верхних бойниц. Правильно поэтому советуют прежде всего рыть колодцы, чтобы стало совершенно ясным, в какой мере каждый слой может служить для поддержки и укрепления здания ».

          В свою очередь Даниеле Барбаро в труде «Комментарии к Витрувию» дал следующее определение: «фундамент представляет собой не что иное, как сооружение, возводимое под землей до того уровня, где оно уже видимо ». Очень коротко и очень ясно.

          В этой связи примечательно, что в книгах Нового Завета, создававшегося уже в новое время, понятие "основание" используется значительно чаще и уже более определенно, часто именно в контексте строительной тематики и именно в значении фундамента. Например, в Евангелии от Луки (6, 47-49): "Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. " Почему Христос использовал такое уподобление при общении с апостолами - бывшими рыбаками - не совсем понятно. Возможно он имел в виду, что свайные фундаменты, до сих пор использующиеся у некоторых племен, живущих у воды, а точнее на воде и промышляющих рыбалкой, не так надежны, как классический греческий фундамент. А возможно Христос среди всего прочего поведал апостолам легенду об Атлантиде, и не его вина, что рыбаки, записали эту легенду именно так.

          Впрочем, идея прочного и надежного фундамента, как явствует из наставления о выборе жилья, и не смотря на старания и страдания Христа, прижилась далеко не сразу. Еще и в средние века при строительстве храмов Господних жертвователи часто отказывались сдавать деньги на фундамент храма, подозревая подрядчиков в возможном надувательстве. И только в наши дни, когда идея прочного и надежного фундамента окончательно победила идею существования бога в одной отдельно взятой стране, то прорабы и мастера, работающие на строительстве общественных храмов здоровья, науки и детства, проще говоря, больниц, школ и детских садов, стали подворовывать фундаментные блоки, чтобы выгодно продать или построить себе гараж. Но это уже совсем другая история.

          По материалам сайта: http://doctorlom.com

  • Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
  • С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
  • Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.