Содержание материала
7.1. Типы промышленных зданий.
Современные одноэтажные промышленные здания бывают одно-, двух- и многопролётные, ячейковые и зальные; крановые и бескрановые; ота-пливаемые и неотапливаемые; с естественным, искусственным и совмещён-ным освещением; с естественной или принудительной вентиляцией.
Наиболее распространены одноэтажные полносборные здания площа-дью 3…20тыс.м 2. Здания обычно строят с железобетонным каркасом, прямо-угольного очертания в плане, без перепада высот, с пролётами одного направления.
b x n (секция) темп. осадочный шов
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Рис.7.1. Схема геометрических параметров промышленного здания.
L – ширина пролёта; b – шаг колонн;
Обёмно-планировочные решения промышленных зданий унифициро-ванны, то есть установленно ограниченное число взаимосочетаний парамет-ров – так называемых габаритных схем. Это позволяет реконструировать технологию производственных процессов в период эксплуатации. Размеры пролётов связаны с определёнными высотами и шагом колонн, грузоподъём-ностью крана и подкрановыми габаритами. Модульная система основана на планировочном модуле 0,5м и высотном – 0,6м. Все элементы ограждения и покрытия кратны номинальным размерам этих или укрупнённых модулей: планировочного – 6м, высотного – 1,2 .
Здания монтируются из типовых деталей, по типовой проектной доку-ментации. Наиболее массовыми являются бескрановые здания пролётом 12…14м, высотой 6,0…9,6м и здания с мостовыми кранами пролётом 18 и 24м, высотой 10,8…13,2м.
Пролёты перекрываются плоскими плитами длиной 12м или 6 – метро-выми плитами по подстропильным фермам. Несущий каркас в виде железо-бетонных рам, образованных защемлёнными в фундаментах колоннами и шарнирно опирающимися на них стропильными фермами или балками, обе-спечивает поперечную жёсткость здания. Продольная жёсткость создаётся подкрановыми балками и подстропильными фермами совместно с жёстким диском, образующимся после сварки и замоноличивания стыков плит.
Перекрытия ячейковых зданий осуществляется пространственными конструкциями: оболочками, структурными системами, шедами и т.п. что позволяет увеличивать шаг колонн 36м. Пролёты зальных зданий до 100м и более перекрываются облегчёнными фермами из высокопрочных сплавов, арками, вантовыми конструкциями и оболочками. Особенностью таких зданий является планировка с сеткой колонн от 18х18 до 60х60м.
7.2.Характеристика основных сборных конструкций.
Колонны железобетонные подразделяются на основные (крайние и средние), воспринимающие нагрузки от каркаса, и фахверковые ( в торцах здания), служащие только для крепления стен. Колонны высотой до 10,8м изготавливаются прямоугольного сечения, при большей высоте подкрановая часть колонны предусмотрена двухветвевого сечения.
Колонны устанавливаются в стаканы фундаментов ниже отметки пола на глубину до 1м при прямоугольном сечении, до 1,35м – при двухветвевом и омоноличиваются бетоном класса В 20…25. Для связи с сопрягаемыми конс-трукциями предусмотрены стальные закладные детали. В необходимых мес-тах наносятся монтажные риски
Подкрановые балки выполняются стальными или железобетонными, постоянного сечения в виде двутавра с развитым верхним поясом или с поясами одинаковой ширины. Высота унифицированных балок при шаге колонн 6м – 0,8 и 3,0 м, при шаге колонн 12 м – 1,1 и 1,6м.
Железобетонные предварительно напряжённые балки выпускаются длиной 6 и 12м, высотой 0,8- 1,4м, таврового сечения с утолщённой на опорах вертикальной стенкой. Балки бывают торцовыми, рядовыми, темпе-ратурными и отличаются друг от друга наличием и расположением заклад-ных частей. Во избежание аварийных ситуаций на балках устанавливают концевые упоры.
Фермы и балки покрытия подразделяются на стропильные и подстропильные, скатные и с параллельными поясами.
Пролёты 6 и 12м перекрываются балками, 24 и 30м – фермами. Пролёт 18м может перекрываться как балками так и фермами, в зависимости от необходимости пропуска инженерных сетей. Фермы применяются сегментного очертания с безраскосной решёткой или с параллельными поясами и треугольной решёткой.
Подстропильные фермы изготавливаются в основном трапецеидального очертания с «окном» в нижнем среднем узле для опирания стропильной фермы.
Плиты покрытия применяются следующих типоразмеров: основные 3х6 и 3х12м, доборные 1,5х6 и 1,5х12м. В продольном и поперечном направле-нии плиты имеют рёбра. Масса плит (в основном) не превышает 7т.
Пространственные конструкции покрытий применяют для зданий с укрупнённой сеткой колонн (18х24, 24х24 и более). В качестве типового решения приняты оболочки положительной гауссовой кривизны, собираемые из плит размером 3х6м с циллиндрической поверхностью малой кривизны, а в качестве контурных элементов – сегментные фермы.
Стеновые панели бывают рядовыми, угловыми, подкарнизными, парапетными и др. Номинальные размеры панелей: (6-12)х 09; 1,2; 1,8м, толщина от 70 до 300мм. Подкарнизные панели имеют высоту 1,5м; вылет карнизных плит – 0,45м. Применяются две конструктивные схемы стен: навесные и самонесущие. Для первой характерны ленточные проёмы остекления, для второй обязательны раздельные оконные проёмы. Панели торцовой стены крепятся к фахверковым колоннам и стойкам.
В номенклатуре одноэтажных промышленных зданий имеются: свето-аэрационные фонари, зенитные фонари, оконные панели, ворота и другие элементы.
Сопряжения конструкций и элементов между собой разрабатываются в проектно-сметной документации, а технология их устройства в технологи-ческих картах.
7.3. Основные методы возведения зданий.
Ведущим технологическим процессом возведения одноэтажных промы-шленных зданий является монтаж сборных конструкций. В зависимости от числа пролётов и габаритов здания планируется несколько специализирован-ных потоков, взаимоувязанных в пространстве и времени.
Здание разбивается на ряд монтажных участков и захваток, осуществля-ется подбор монтажных кранов и технических средств, обеспечивающих соз-дание ритмичных и кратноритмичных потоков.
Методы монтажа разделяются по ряду факторов.
По степени укрупнения на:
- поэлементный монтаж, выполняемый из отдельных элементов, присоединяемых к ранее смонтированным;
- монтаж плоскими укрупнёнными конструкциями, когда небольшие по размеру элементы перед подъёмом собирают в большеразмерные плоские (составные колонны, балки, фермы и т.п.);
- монтаж пространственными блоками, собираемыми на площадке из плоских элементов (покрытия, рамы).
По степени точности установки элементов различают:
- свободный монтаж (поэлементный метод наращивания конструкций в вертикальном положении);
- полупринудительный, когда ограничивается свобода движения элемента в результате применения кондукторов, манипуляторов и др.;
- принудительный, когда ограничивается свобода движения элементов на всём монтажном цикле в результате применения средств дистанционного управления.
Одноэтажные промышленные здания в зависимости от величины про-лёта, шага и высоты колонн разделяются на типы: лёгкий (тип) – пролёт 6…18м, высота 5…12м; средний – пролёт 18…30, высота 8…25м; тяжёлый – пролёт 24…36м, высота 18…30м.
Здания лёгкого типа монтируют раздельным методом, тяжёлого типа – комплексным, но основным методом монтажа является – смешанный метод.
7.4. Технология возведения подземной части.
В зависимости от объёмно-планировочных решений зданий и последо-вательности установки технологического оборудования различают три тех-нологические схемы производства работ:
- открытый способ. Первоначально выполняют все работы по возведе-нию подземной части и по спланированной площадке ведутся дальней-шие работы;
- закрытый способ. На каждом монтажном участке вначале выполняют-ся земляные работы и фундаменты под каркас здания. После монтажа каркаса, внутри здания, разрабатываются земляные сооружения под фундаменты оборудования и ведутся последующие работы;
- совмещённый способ. Разрабатывается общий котлован под фундамен-ты несущих конструкций, оборудование и инженерные сети. Выполне-ние фундаментов под оборудование совмещается с монтажом каркаса здания и готовится фронт работ под монтаж оборудования.
При необходимости может применятся комбинированный способ, объе-диняющий признаки вышеперечисленных способов.
При возведении подземной части выделяются следующие частные потоки:
- разработка котлованов и траншей;
- устройство фундаментов, в том числе под технологическое оборудование;
- устройство вводов инженерных коммуникаций и подпольных каналов;
- обратная засыпка пазух и планировка под полы;
- бетонная подготовка под полы и отмостки.
Фундаменты массой до 10т выполняются в сборном варианте, свыше 10 – в монолитном. При шаге колонн до 6м разработка отдельных котлованов нерациональна, поэтому монтаж фундаментов ведётся с транспортных средств в траншею. При шаге колонн более 6м монтаж может быть организо-ван как с предварительной раскладкой фундаментов, так и «с колёс».
После обратной засыпки пазух и послойного уплотнения грунта выпол-няется бетонная подготовка под полы.
7.5.Возведение надземной части.
В состав работ по возведению надземной части здания входят:
- монтаж сборных несущих и ограждающих конструкций;
- устройство кровли;
- производство специальных и отделочных работ.
Определяющим фактором при подборе технологии производства мон-тажных работ является выбор метода монтажа сборных несущих и огражда-ющих конструкций.
В зависимости от последовательности установки отдельных элементов конструкций подземной части применяют три метода монтажа: дифферен-цированный (раздельный), комплексный (совмещённый) и комбинированный (смешанный).
При дифференцированном методе монтируемые элементы каждой ячейки, пролёта или всего здания устанавливаются поочерёдно: колонны, подкрановые балки, фермы или балки покрытий, плиты, стеновые панели. Такой метод обеспечивает более высокую производительность, так как монтаж однотипных элементов не требует переналадки оснастки, но требуется большое число проходок крана.
При комплексном методе монтируемые элементы устанавливаются поочерёдно в пределах каждой ячейки здания. Это позволяет получать законченную монтажную продукцию (каркас), но приводит к снижению производительности труда, так как требует значительной переналадки монтажной оснастки в связи с большой разницей в массе разноимённых конструкций. Этот метод нельзя применять при заделке колонн в стаканы фундаментов бетонной смесью, так как по технологическим нормам требуется набор прочности бетона стыка не менее 70% от проектной. При использовании сварных и болтовых стыков этот метод остаётся предпочтительным.
При комбинированном методе часть сборных элементов (колонны, подкрановые балки, подстропильные фермы, наружные стеновые огра-ждения) можно устанавливать дифференцированным методом отдельными частными потоками в пределах одного пролёта, а другую часть (кровельные балки, стропильные фермы, плиты покрытия) – в пределах каждой ячейки здания комплексным методом в едином потоке.
Комбинированный метод является основным при монтаже одноэтажных зданий в сборном железобетоне.
Одним из важнейших вопросов при производстве монтажных работ является выбор направления движения монтажных кранов и мест их стоянок. Сокращение количества стоянок, особенно кранов с выносными опорами, ведёт к сокращению сроков монтажа.
В зависимости от принятой схемы движения монтажных кранов применяют продольную, поперечную или комбинированную проходки.
При продольной проходке крана сборка здания осуществляется отдельными пролётами, что позволяет совмещать процессы монтажа строительных конструкций и установки технологического оборудования.
Поперечная проходка крана применяется в случаях, когда объект при-нимается в эксплуатацию отдельными секциями, включающими все пролёты здания. Такая схема движения возможна в тех случаях, когда шаг колонн обеспечивает нормальное продвижение и работу монтажного крана. Этот тип проходки обычно применяют при возведении бескрановых зданий и при монтаже крупногабаритных плит покрытия большой массы.
Комбинированная проходка применяется в тех случаях, когда кроме монтажа несущих конструкций требуется произвести установку элементов встроенных систем. Частным случаем комбинированной проходки является – зигзагообразная проходка применяемая при больших пролётах между рядами колонн (для уменьшения вылета стрелы крана).
а) б)
По материалам сайта: http://magak.ru