ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ПО СООРУЖЕНИЮ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ С УШИРЕНИЕМ В
ОСНОВАНИИ, ДИАМЕТРОМ 1,2 м и 1,5 м ФУНДАМЕНТОВ ОПОР.
С ПРИМЕНЕНИЕМ БУРОВЫХ АГРЕГАТОВ ТИПА
«ЮНТТАН РМ 25» и «ЮНТТАН РМ 26»
1. Общие положения
1.1. Настоящий регламент разработан на устройство буронабивных свай диаметром 1,2 м и 1,5 м длиной до 24 м. (с уширением в основании скважин) буровыми станками «Юнттан РМ 25» и «Юнттан РМ 26» вращательного бурения. Технологический регламент является дополнением к ППР. В регламенте учтены требования СНиП, ГОСТ, ВСН и проекта за счет строгого выполнения технологических операций, входящих в состав работ, включая контроль качества.
1.2. Ответственность за выполнение работ при сооружении буронабивных свай несет главный инженер (на время его отсутствия - начальник строительства или прораб).
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Главный инженер должен обеспечить организацию бездефектного выполнения работ в соответствии с ППР и технологическим регламентом по сооружению буронабивных свай на конкретном объекте. Разработка ППР и регламента осуществляется под его руководством и им утверждается.
Обеспечение соблюдения требований «Технологического регламента» возлагается на прорабов, сменных мастеров и работников строительной лаборатории, обученных и аттестованных для производства комплекса работ по сооружению буронабивных свай.
Главный инженер должен организовать контроль качества выполнения работ при сооружении буронабивных свай и своевременно привлекать для входного, операционного и приемочного контроля, в соответствии с действующими нормами, представителей технического надзора: Инженера-резидента, проектной организации и научно-исследовательских институтов.
1.3. Контроль работ и приёмка производится Инженером-резидентом.
1.4. При сооружении буронабивных свай должны выполняться требования следующих нормативных документов:
1.4.1. СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы. Правила производства и приемки работ.
1.4.2. СНиП 3.02.01-87 Основания и фундаменты. Правила производства и приемки работ.
1.4.3. СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции. Правила производства и приемки работ.
1.4.4. ВСН 165-85 Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай).
1.4.5. Руководство по устройству буронабивных свай большого диаметра, НИИ им. Герсеванова.
1.5. В процессе производства работ необходимо вести пооперационный контроль на всех технологических этапах, согласно СНиП 3.06.04-91 и пособия качества на строительстве мостов. Скрытые работы, после их завершения, должны быть освидетельствованы и приняты ответственными представителями технического надзора: Инженера-резидента, проектной организации и при необходимости научно-исследовательских и институтов с составлением акта промежуточной приемки.
1.6 Подготовительные работы для сооружения буровых свай производятся в следующем объеме:
- планируются рабочие площадки и рабочие проезды,
- выносятся репера на каждой опоре (для удобства работы на протяженных участках),
- разбиваются и закрепляются оси опоры на базе геодезической сети, принятой от заказчика и переданной генподрядчиком,
- доставляется и собирается буровой агрегат. Сборка производится в присутствии сменного механика.
Ответственность за выполнение подготовительных работ возлагается на сменного руководителя работ.
1.7. В процессе бурения скважины необходимо контролировать:
- по закрепленным центрам скважин правильность установки бурового агрегата над скважиной,
- соблюдение принятой технологии бурения,
- осуществление мер по предотвращению обрушения грунта с боковой поверхности скважины,
- соответствие извлеченных из скважины грунтов и их характеристик слоям, указанным на геологической колонке для данной опоры и материалам инженерно-геологических изысканий. При несоответствии грунтов проекту бурение следует остановить, вызвать инженера-резидента, представителей проектной организации для решения вопроса о дальнейшем производстве работ.
- правильность формы и положения в плане и по отметкам скважины.
Ответственность за качество бурения возлагается на сменного руководителя работ и машиниста буровой установки.
1.8. Перед установкой арматурного каркаса в скважину необходимо проверить:
- соответствие арматурного каркаса рабочим чертежам, наличие акта о принятии арматурного каркаса до установки в скважину,
- соответствие наружного диаметра каркаса диаметру обсадной трубы (соответствие величины защитного слоя проекту),
- очищенность стержней каркасов от масла, налипшей грязи. Ответственность за качество бурения возлагается на сменного руководителя работ.
1.9. В процессе бетонирования скважины подлежит обязательному контролю:
- качество приготовления бетонной смеси,
- температура бетонной смеси при ее укладке в скважину,
- интенсивность укладки бетонной смеси,
- величина заглубления бетонолитной трубы в смесь,
- уровень бетонной смеси в обсадной трубе,
Ответственность за качество бетонирования скважин возлагается на сменного руководителя работ.
2 Бурение скважин и уширений.
2.1. Бурение скважин и уширений на опорах производится согласно требованиям ВСН 165-85 Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай), «Инструкции по эксплуатации буровой машины «Юнттан РМ 25» под защитой инвентарной обсадной трубы D = 1,2 м и «Инструкции по эксплуатации буровой машины «Юнттан РМ 26» под защитой инвентарной обсадной трубы D = 1,5 м.
2.2. Подготовительные работы (выполняются под руководством сменного мастера)
Производится проверка:
- отсутствия или наличия коммуникаций в зоне работ;
- наличие воздушной ЛЭП, железнодорожных путей;
- наличия разрешений владельцев коммуникаций на производство работ;
- наличия наряда - допуска;
- планировки рабочей площадки и устройства подъездов;
- разбивки и закрепления осей опоры и каждой сваи с наличием акта приемки геоосновы;
- сборки бурового, кранового и бетонолитного оборудования;
- подготовки площадки из плит под буровой агрегат и другое оборудование;
- установки бурового агрегата на ось сваи, установки стрелы бурового агрегата в вертикальное положение;
- наличия арматурных каркасов и обсадных и бетонолитных труб;
- чистоты внутренних поверхностей обсадных труб, отсутствия наплывов бетона, вмятин, раковин, исправность стыков обсадных труб.
2.3. Бурение скважин и уширений (выполняются под руководством сменного мастера) производится:
- получение «Разрешения на начало работ» по бурению скважин и устройству буронабивных столбов у Инженера-резидента;
- установка обсадной трубы с ножевой секцией на ось сваи, выверка положения бурового агрегата и обсадной трубы. Инвентарные обсадные трубы состоят из отдельных секций длиной 2 и 4 м. Общая длина обсадной трубы назначается из условия возвышения ее над уровнем рабочей площадки на 1,5 м для возможности размещения обжимного хомута;
- после установки станка на место бурения на его мачте примерно в 1 м от поверхности земли должна быть нанесена линия условного уровня, от которого ведется отсчет;
- перед установкой секций обсадных труб их внутренние поверхности должны быть тщательно очищены от налипшего грунта и цементного молока, оставшихся от сооружения предыдущей скважины. На строительной площадке должен быть организован специальный участок для очистки;
- погружение обсадной трубы в грунт на столько, на сколько позволяет плотность грунта;
- удаление грунта из полости, дальнейшее погружение обсадной трубы;
- бурение производится на всю глубину. В процессе бурения непрерывно совершаются возвратно-вращательные и поступательные движения обсадной трубы. По мере необходимости обсадная труба наращивается очередными секциями при помощи стрелового крана. Извлекаемый грунт высыпается либо на площадку, с которой он периодически убирается, либо, непосредственно на транспортные средства,
- в ходе работ необходимо постоянно следить за характером проходимых грунтов для контроля соответствия проектной геологии и выявления необходимости замены рабочего органа,
- при разработке неустойчивых грунтов в скважине необходимо поддерживать уровень воды не менее чем на 1 - 1,5 м выше уровня грунтовых вод для предупреждения наплыва воды и грунта в скважину. Это достигается периодическим добавлением воды в скважину, для чего на строительной площадке должны быть предусмотрены водоснабжение или доставка воды автоцистернами,
- Если окажется, что после окончания буровых работ нельзя сразу начать укладку бетонной смеси, бурение скважин следует прекратить, не доведя забой до проектной отметки на 1 - 2 м, а уширение не разбуривать.
- Встречающиеся при бурении скважин в грунтах валуны, скальные прослойки или другие твёрдые препятствия следует разбуривать долотом, грейфером ударного действия или использовать для этой цели турбобуры.
- Если нельзя преодолеть препятствие, встретившееся в процессе бурения скважин, решение о возможности их использования для устройства свай должна принять организация, проектировавшая фундамент.
- каждая пробуренная до проектной отметки скважина с уширением или без него перед установкой арматурного каркаса, должна быть тщательно очищена, после чего сдана по акту комиссии с участием технадзора заказчика, данные бурения заносятся в журнал бурения скважин.
- извлекаемый из скважины грунт грузится и транспортируется в отвал.
2.4. Рекомендуемые способы разработки грунта.
В песчаных, глинистых грунтах в пластичной, полутвердой и твердой консистенции в текучепластичном и текучем состоянии - шнековый способ бурения.
- В водонасыщенных (плывунных) песках и илах - ковшебуром.
2.5. Контроль качества при бурении скважин и подготовке их к бетонированию
- В процессе производства работ по бурению должен вестись журнал бурения, разбуривания уширений в основании скважин. Перед каждой установкой новой секции обсадной трубы, а также при изменении характеристик грунта лотом замеряют глубину скважины и определяют отметку дна, данные заносятся в журнал.
В процессе бурения скважин для установления соответствия данных, полученных во время изысканий, должно производиться освидетельствование грунтов при необходимости с привлечением представителя проектной организации, инженера-резидента,
- В процессе бурения осуществляется постоянный контроль положения ножа обсадных труб относительно уровня разрабатываемого грунта, допустимая разница уровней должна быть не более 2 м. Зачистка производится ковшебуром.
- Длину инвентарной обсадной трубы, применяемой для крепления всей поверхности скважин, следует назначать, исходя из расположения её верхнего конца минимум на 0,5 м. выше уровня воды в акватории, а в пределах суши - не ниже поверхности грунта в месте бурения.
- Контроль формы и диаметр уширения следует производить с помощью применявшегося уширителя.
- Отклонения фактических размеров скважины и уширения от проектных не должны превышать следующих значений: по глубине скважины (по отметке ее забоя) ± 25 см; по диаметру скважины ± 5 см; по глубине расположения низа цилиндрической части уширения ± 10 см; по высоте цилиндрической части уширения ± 5 см. (СНиП 3.06.04-91 таб. № 6)
- По окончании бурения должны быть проконтролированы: глубина скважины и качество зачистки забоя скважины путем медленного опускания на забой рабочего органа и пробного забора бурового шлама со дна скважины. Этот вид контроля должен осуществляется производителем работ в присутствии представителя инженера-резидента и генподрядчика, а при необходимости представителя проектной организации.
3. Армирование сваи и установка арматурного каркаса (выполняются под руководством сменного мастера).
- При транспортировке и хранении на строительной площадке арматурных каркасов буровых свай должна быть исключена возможность их повреждения. Арматурные каркасы должны хранится на подкладках исключающих возможность загрязнения арматурных стержней каркасов. В зимнее время необходимо принимать меры по защите арматурных каркасов от налипания снега и обледенения арматуры.
В зимний период, до установки каркаса в проектное положение, производится его визуальный осмотр. При наличии на арматурном каркасе снега и льда необходимо произвести очистку арматуры каркаса от налипшего снега и льда, при необходимости, путем его отогревания с помощью калориферов. При этом в «Журнале производства работ» делается запись об очистке каркаса.
- Устанавливаемый в скважину арматурный каркас (длина секций и конструкция стыка) должен соответствовать рабочим чертежам и должен быть принят по акту соответствующей формы.
Тип, конструкция монтажных стыков арматурного каркаса столбов 1,2 м и 1,5 м осуществлять согласно проекта. В конструкцию каркаса заложены элементы анкеровки для предотвращения его подъема в процессе бетонирования свай. Необходимо проверить наличие элементов перед опусканием каркаса в скважину.
- Стыковка 3-х секций арматурного каркаса должна производится следующим образом:
в скважину краном подается нижняя секция каркаса до того уровня, пока верхнее кольцо жесткости не достигнет верха обсадной трубы, затем каркас фиксируется в данном положении посредством поперечных швеллеров (швеллеры № 12) закладываемых в каркас под верхнее кольцо жесткости, с опиранием на верх обсадной трубы. Каркас отстропляется.
подается краном средняя секция каркаса, устраивается стык каркасов согласно проектной документации, удаляются поперечные фиксирующие швеллера, объединенный каркас из двух секций, опускается до положения, при котором возможна фиксация каркаса за верхнее кольцо жёсткости при помощи поперечных швеллеров, каркас фиксируется и отстропляется.
подается краном верхняя секция каркаса, устраивается стык каркасов согласно проектной документации, удаляются поперечные фиксирующие швеллера, объединенный каркас из трёх секций опускается до проектного положения и расстроповывается.
- Опускание каркаса производят в положении, обеспечивающем его свободное прохождение в скважину грузоподъемными механизмами, с достаточными грузовыми характеристиками. (Кран РдК-25, автокран «Январец»).
4. Бетонирование сваи.
(выполняется под руководством сменного мастера и при участии лаборанта ИСЛ)
4.1. По мере готовности к бетонированию буровой сваи необходимо оформить «Разрешение » на производство данного вида работ, для чего подрядчик должен составить и представить Инженеру-резиденту на подпись, следующую исполнительную документацию:
- АКТ освидетельствования и приемки полости пробуренной скважины,
- АКТ освидетельствования и приемки установленного арматурного каркаса,
- КАРТУ подбора состава бетонной смеси, со всеми приложениями:
(акт испытания песка, акт испытания щебня, и т.д.)
- РЕЗУЛЬТАТЫ испытания бетонных образцов на морозостойкость.
4.2.1 В случае получения бетона с бетонного завода необходимо только получение «документа о качестве бетонной смеси».
4.2.2 При получении бетонной смеси от сторонних поставщиков обязательно должен быть предъявлен с первым автобетоносмесителем «Документ о качестве бетонной смеси» с характеристиками выдаваемого бетона.
4.3. Перед бетонированием скважины, последняя должна быть освидетельствована и принята по акту.
В обводненных песчаных, просадочных и в других неустойчивых грунтах бетонирование свай должно производиться не позднее 8 ч после окончания бурения, а в устойчивых грунтах - не позднее 24 ч. При невозможности бетонирования в указанные сроки бурение скважин начинать не следует, а уже начатых - прекратить, не доведя их забой на 1 - 2 м до проектного уровня и не разбуривая уширений. В случаях, когда предвидится значительная задержка с началом бетонирования, бурение необходимо приостановить, не доводя забой до проектной отметки на 1 - 2 м. Этот участок необходимо проходить после устранения причин задержки непосредственно перед началом бетонирования скважины.
- доставка бетонной смеси на строительную площадку должна производиться в автобетоносмесителях. Количество автобетоносмесителей рассчитывается исходя из условий удалённости расположения бетонного завода от строительной площадки, среднего объема бурового столба и интенсивности укладки бетонной смеси (8 м 3 /час) Суперпластификатор (ЛСТ), при необходимости, вносится в бетонную смесь непосредственно перед укладкой бетона в скважину.
- В зимнее время температура бетонной смеси в момент ее укладки в скважину должна быть не ниже +5 °C
- Суммарное время доставки бетонной смеси на строительную площадку, укладки ее в скважину, извлечение бетонолитных и обсадных труб не должно превышать срока ее схватывания.
- При бетонировании буровой свай на площадке должно находиться в наличии не менее 1,5 комплектов бетонолитных труб. Бетонолитные трубы, применяемые при бетонировании, должны быть секционными с быстроразъемными стыками. Внутренний диаметр бетонолитной трубы должен быть в пределах 240 - 325 мм. Конструкция стыков труб должна обеспечивать герметичность бетонолитной трубы.
Укладку бетонной смеси в скважину следует проводить на всю глубину скважины без перерывов (в один этап). При большой глубине скважины допускается бетонирование в несколько этапов, неизбежно вызываемых технологическими перерывами, связанными с извлечением (демонтажем) отдельных секций бетонолитных и обсадных труб. При бетонировании, высота укладки бетонной смеси до начала подъема обсадной трубы должна задаваться, возможно, большей, но такой, чтобы уложенный бетон не начинал схватываться до подъема обсадной и бетонолитной труб. Во всех случаях высота столба бетона в скважине на каждом этапе должна не менее чем на 2 м превышать низ ножевой секции обсадной трубы.
- В течение всего процесса бетонирования обсадным трубам должно постоянно придаваться возвратно-вращательное движение (в пределах хода двойного качания хомута) во избежание их засасывания.
- для уплотнения бетонной смеси и обеспечения лучшего контакта бетона с грунтом извлечение обсадной трубы должно производится поступательными и вращательными движениями с последовательным подниманием ее на 20 - 30 см и опусканием на 10 - 15 см. После окончания бетонирования буронабивных свай, её верх должен быть засыпан песком до уровня планировки технологических площадок.
5. Если невозможно уложить бетонную смесь насухо в полость скважины и уширения, следует применить подводную укладку ее методом ВПТ, осуществляемую под воздействием собственного веса литой смеси или под воздействием на малоподвижную смесь вибраторов, закрепленных к нижнему концу бетонолитных труб.
Использование бетононасоса для укладки смеси в скважины допускается после освоения технологии производства таких работ.
Перед началом работ бетонолитная труба собирается, проверяется на герметичность и размечается по длине.
5.1. Перед опусканием бетонолитной трубы необходимо проверить отметку дна скважины лотом, затем опустить бетонолитную трубу используя для этого разметку так, чтобы ее низ возвышался над дном скважины на 20 ± 30 см и опереть ее на обсадную трубу.
5.2. Первоначальное заполнение бетонолитной трубы смесью необходимо проводить в следующей последовательности:
- Установить в горловине бункера бетонолитной трубы предохранительную пробку на подвеске, обеспечив плотное прилегание пробки к боковой поверхности трубы, исключающее возможность вытекания раствора и обеспечивающее свободное прохождение пробки в трубе под воздействием веса бетонной смеси;
- Заполнить бункер над пробкой бетонной смесью;
- Освободить пробку от подвеса и обеспечить её выход из трубы под давлением веса бетонной смеси.
- Объем первой порции смеси следует назначать исходя из необходимости обеспечить заглубление низа бетонолитной трубы в уложенную смесь на величину не менее 0,8 м. В дальнейшем необходимо обеспечивать заглубление бетонолитной трубы в уложенную бетонную смесь на величину не менее 2,0 м.
- После освобождения предохранительной пробки от закрепления необходимо следить за опусканием бетонной смеси в воронке. Когда уровень бетонной смеси в воронке достигает горловины, следует продолжить ее подачу.
- Укладку бетонной смеси следует вести из условий обеспечения заполнения не менее 4-х погонных метров скважины в час. Перед демонтажем бетонолитных труб в процессе бетонирования необходимо полностью выгрузить из автобетоносмесителя бетон и уложить его в сваю. При демонтаже обсадной трубы необходимо обеспечить ее заглубление в бетон также на величину не менее 2 м.
- При расположении верха буровой сваи в грунте бетонирование ее ведут до отметки на 0,8 выше проектного положения из расчета всплывания слоя шламового бетона, который должен быть удален.
- После бетонирования скважины буровой сваи производится тщательная очистка и промывка обсадных и бетонолитных труб.
5.4. Контроль качества при бетонировании (осуществляется под руководством сменного мастера и при участии лаборанта строительной лаборатории).
- В процессе производства работ по установке в скважину арматурного каркаса и ее бетонированию, производителем работ должен вестись журнал подводного бетонирования скважины, акт освидетельствования и приемки полости пробуренной скважины, сводная ведомость заполненных бетоном свай.
- В процессе бетонирования постоянному контролю подлежат: подвижность бетонной смеси, интенсивность укладки бетонной смеси; уровни бетонной смеси в бетонолитной трубе и в скважине; уровни нижних концов бетонолитной и обсадной труб с целью соблюдения указаний о минимальном заглублении обсадной и бетонолитных труб в бетон в зимних условиях - температура укладываемой бетонной смеси и температура наружного воздуха, объем фактически уложенного в сваю бетона и объем бетона сваи по проекту.
- Время начала и конца бетонирования фиксируется в журнале изготовления буровых свай. Там же фиксируются вынужденные перерывы в бетонировании, их причины и продолжительность.
5.5. Контроль качества бетона
- Контроль прочности бетона, укладываемого в скважину, осуществляется путем отбора проб бетонной смеси из каждой поступающей на строительную площадку партии бетонной смеси (согласно п. 21. ГОСТ 1810-86 в партию следует включать бетон формуемый на одном технологическом комплексе из бетонной смеси одного номинального состава по одной технологии в течении не менее одной смены и согласно п. 7 табл. 4 обязательное приложение 9 СНиП 3.06.04-91 (для каждых 50 м подводного бетона или объема бетона уложенного в одну сваю) с изготовлением не менее двух серий образцов и последующим их испытанием.
1 серия - 3 образца от партии бетонной смеси уложенного в один столб (50 м 3 для определения прочности бетона (В) в 7 суточном возрасте. Выдерживание в условиях твердения бетона конструктивного элемента.
2 серия - 3 образца от партии бетонной смеси уложенного в один столб (50 м 3 для определения прочности (В) бетона в 28 суточном возрасте. Выдерживание в нормальных условиях твердения бетона при температуре 20 ° C ± 2 ° C и влажности 95 ± 5 %.
3 образца от партии бетонной смеси, приготовленной от одной партии поставки, для определения водонепроницаемости ( W)
3 серия 12 образцов от основных элементов (отбираются по согласованию с проектной организацией и технадзором заказчика) - для определения морозостойкости (F) бетона.
Набор прочности должен осуществляться в условиях соответствующих условиям твердения бетона в стволе буровой сван. Серии образцов должны быть испытаны в 7-ми и 28-ми дневном возрасте (ГОСТ 10180-90 «Бетон тяжелый. Методы определения прочности»).
- Качество бетона в буронабивных сваях определяется: методом контрольного бурения с отбором кернов и их последующим испытанием и (или) неразрушаюшими методами контроля (СНиП 3.02.01-87 п. 11.28).
- Для контроля сплошности бетонного ствола буровых свай, выполняемых методом подводного бетонирования, необходимо выборочным порядком производить испытание образцов, взятых из выбуренных в сваях кернов, или контролировать сплошность неразрушающими методами (из одной сваи на каждые 100, но не менее чем из двух свай на объект строительства), а также во всех сваях, при устройстве которых были допущены нарушения технологии.
При выбуривании керна следует обращать особое внимание на режим бурения в зоне контакта слоя бетона, уложенного с нарушением требований бетонирования (например, длительных перерывов в укладке смеси), с нормально уложенным, а также в зоне контакта с забоем скважины в скальном грунте. Быстрое погружение (провал) бурового инструмента в этих зонах свидетельствует о наличии прослойки шлама, образовавшегося в результате нарушения режима подводного бетонирования. Это обстоятельство необходимо отметить в журнале выбуривания керна, указав отметку и глубину провала инструмента.
5.6 Предъявление исполнительной документации
По мере готовности к сдаче-приемке столбчатого основания прораб или мастер должен составить и представить на утверждение следующую исполнительную документацию:
Журнал бурения скважин, разбуривания уширений в основании скважин, оболочек.
Акт освидетельствования и приёмки буровой скважины для бетонирования столба с исп. схемой с указанием факт. расположения каркаса и геологической колонки.
Акт приемки каркаса или паспорт.
Журнал бетонирования скважин, либо Журнал подводного бетонирования.
Акт отбора контрольных образцов бетона на F и W (с периодич. согласованием Заказчиком), В.
Карты подбора состава бетонной смеси утверждённые главным инженером.
Акт освидетельствования и приёмки свайного фундамента под (на буровых сваях, оболочках).
Сводная ведомость пробуренных скважин.
Сводная ведомость заполненных бетоном скважин.
Исполнительная схема свайного поля в осях и отметках.
Заключение по результатам испытания бетона заполнения сваи на сплошность (одно на опору).
Результаты испытаний контрольных образцов бетона.
Паспорт на бетон.
Акт о проведении штамповых испытаний грунта в забое скважины (по необходимости).
6. Материалы для сооружения буронабивных свай.
6.1. Бетон для мостовых конструкций В25 F 200 W6 по ГОСТ 26633-91 в соответствии с рабочими чертежами, материалы для бетонной смеси и технологический метод подбора ее состава применять по приложениям 3 и 4 к СНиП 3.06.04-91.
От предприятия поставщика бетонной смеси должны быть получены документы, составленные с обязательным участием заведующего строительной лаборатории по приложениям 39, 40, 41, 43, 44 к пособию для инженерно-технических работников мостостроительных организаций. «Контроль качества на строительстве мостов» Осадка конуса бетонной смеси для различных способов укладки:
методом ВПТ 18 - 22 см под напором - 14 - 24 см
6.2. Арматурная сталь класса A- I, А-II, А- III по ГОСТ 578 1-82* в соответствии с рабочей документацией для армирования свай.
7. Нештатные ситуации при бетонировании буронабивных свай
7.1. В процессе бетонирования сваи следует строго выполнять требования к подбору состава бетонной смеси, обеспечению допустимого заглубления бетонолитной трубы в укладываемую смесь и необходимой интенсивности бетонирования.
7.2. При несоблюдении этих требований может произойти закупоривание бетонолитиой трубы бетонной смесью или прорыв воды в трубу.
7.3. Закупоривание бетонолитной трубы устраняется путем ее встряхивания (резким подъемом и опусканием в пределах допускаемого заглубления) или включением вибратора, расположенного в основании воронки. При необходимости, используются оба эти способа.
7.4. Если закупоривание трубы не устранено указанными выше способами, бетонирование следует прекратить и извлечь трубу.
7.5. В случае прорыва воды в бетонолитную трубу через неплотности во фланцевых соединениях или через низ бетонолитной трубы вследствие ее недостаточного заглубления в смесь, а так же при неосторожном подъеме бетонирование следует немедленно прекратить и извлечь бетонолитную трубу.
7.6. Укладку бетона разрешается возобновлять по достижении бетоном прочности не менее 25 кг/см 2 и осушения скважины. При перерыве в бетонировании, работы допускается продолжить: осушив скважину и удалив поверхностный слой шлама и слабого бетона в пределах не только каркаса, но и защитного слоя.
7.7. Если скважину не удается осушить для продолжения прерванных работ по бетонированию сваи, решение о возможности ее использования в составе фундамента принимается проектной организацией.
8. Техника безопасности при производстве работ
8.1. Настоящие указания по технике безопасности охватывают производство специфических работ по возведению фундаментов из буровых свай и являются дополнительными к действующим инструкциям по эксплуатации оборудования, механизмов и устройств, а также к требованиям техники безопасности общестроительных работ, изложенных в действующих «Правилах техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб» (М. Оргтрансстрой, 1969) и в СНиП III-4-80.
8.2. Рабочие подмости должны обладать необходимой прочностью и устойчивостью при различных положениях станка в процессе бурения скважин.
8.3. Запрещается производить какие-либо работы по устранению неисправностей станка при подвешенном рабочем органе. Неисправности станка и рабочих органов допускается устранять после установки и закрепления их в устойчивом положении.
8.4. Операции по разгрузке и очистке от грунта невращающегося бура или уширителя должны осуществляться рабочими, находящимися сбоку от них на расстоянии не менее 1 м. Если бур или уширитель вращается, персоналу запрещается приближаться к ним на расстояние менее 2 м.
8.5. Во время подъема и опускания бура, уширителя, грейфера или перемещения их в сторону (для разгрузки от грунта, смены или ремонта) рабочим запрещается находиться в радиусе менее 3 м от перемещаемого над поверхностью грунта рабочего органа.
8.6. Для выполнения работ над скважиной, в том числе при затяжке болтов в стыках элементов буровой колонны, скважину следует закрыть съемными щитами.
8.7. Работа водолаза для подводного обследования забоя скважины или других целей допускается только в пределах зоны заглубления обсадной трубы в присутствии сменного мастера, отвечающего непосредственно за безопасность работы водолаза. Запрещается опускаться водолазу ниже трубы, которая обсаживает скважину на части ее глубины.
8.8. Арматурные каркасы для подъема их из горизонтального положения в вертикальное следует строповать согласно разработанным схемам, обеспечивающим безопасность работающих и исключающим возможность деформации и случайного излома каркаса. Конструкция захвата должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения стропа в случае непредвиденного опирания каркаса о какое-либо препятствие.
8.9. Во время перемещения каркаса краном рабочие должны находиться за пределами опасной зоны.
Подход рабочих к скважине разрешается после того, как низ каркаса будет располагаться над обсадной трубой или патрубком) на высоте 0,1 - 0,2 м от ее верха.
8.10. При бетонировании полости скважин и уширений, осуществляемом на одной площадке параллельно с буровыми работами, контроль за соблюдением рабочими правил техники безопасности возлагается на производителя работ и сменных мастеров.
8.11. Кран, предназначенный для подачи бетонной смеси в бункер или в воронку бетонолитной трубы, должен быть установлен так, чтобы перемещение бадьи производилось вне пределов зоны нахождения рабочих, занятых на укладке бетонной смеси.
8.12. У приемного бункера необходимо устроить площадку с перилами для размещения рабочих, принимающих бетонную смесь.
8.13. Выгрузку бетонной смеси из бадьи допускается производить при возвышении ее низа над бункером не более 1 м.
8.14. Строповку, подвозку, укорочение и извлечение бетонолитной трубы, а также ее первоначальное заполнение бетонной смесью необходимо производить под руководством сменного мастера.
9. Инструкция по уширению забоя скважин и бурению. ( ? 1520 - 3500)
Целью уширения скважин, является образование конусной уширенной пяты в забое скважины с необрушающимся грунтом для повышения несущей способности устраиваемой сваи.
При разработке легкоразрушимого грунта (песчаного грунта, крупнопесчанистого грунта и др.) требуется предварительное проведение мероприятий по борьбе с обрушением грунта (заполнением бентонитом, суспензией и подобным средством)
9.1. Подготовка к уширению забоя:
- Замеряя глубину скважины, проверяют, завершено ли бурение до проектной отметки.
- Затем извлекают обсадную трубу примерно на 3 м вверх. (В случае, когда наземная часть извлекаемой обсадной трубы выступает над землёй на 3 м и больше, следует отсоединить одно звено от трубы.)
- При установке и снятии стопорных пальцев стыка обсадной трубы следует ставить съёмную подножку в вертикальное положение, иначе она воспрепятствует операции.
- Устанавливают ковш-уширитель на штангу:
а). Способ установки аналогичен способу установки бурового ковша и шнекового бура.
б). Удаляют кольцо штанги и направляющее кольцо с штанги, если они установлены на штанге.
- Регулируют степень раскрытия днища и режущих лопастей ковша-уширителя.
Удалив фиксаторы с регулировочного штока с 2 мест, испытывают лопасти на закрывающиеся движения. (Ковш-уширитель сконструирован так, чтобы лопасти раскрывались под собственным весом штанги и закрывались под собственным весом корпуса ковша-уширителя, поэтому испытание производят, перемещая штангу вверх и вниз);
- Переставляют стопор регулировочного штока лопастей на место согласно нижепомещённой таблице и фиксируют стопор фиксаторами.
Бурение:
1) Спокойно погружают ковш - уширитель в скважину.
2) После посадки ковша-уширителя на забой скважины немного отпускают канат штанги.
3) После начала вращательного бурения вдавливают штангу, манипулируя рычагами управления гидроцилиндрами погружения штанги.
4) После завершения 5 или 6 оборотов ковшом-уширителем (в зависимости от характера грунта) прекращают вдавливание и вращение.
Подняв штангу, вращают поворотную часть машины, чтобы выгрузить грунт из ковша-уширителя.
Уширение производят в порядке очередности, показанной в таблице сочетаемость позиций отверстия регулировочного штока с отверстиями стопора.
По материалам сайта: http://meganorm.ru