14.9. Сооружения на водоводах и сетях
Колодцы. Колодцы следует сооружать из сборного железобетона. При обосновании допускается устройство колодцев из местных материалов. Если уровень грунтовых вод выше дна колодца, то должна выполняться гидроизоляция дна и стен на 0,5 м выше этого уровня.
Высота рабочей части колодцев должна быть не менее 1,5 м. Высоту засыпки перекрытия колодца до поверхности земли определяют с учетом вертикальной планировки местности и принимают не менее 0,5 м; в южных районах допускается уменьшать высоту засыпки до 0,3 м.
Для управления задвижками диаметром 600 мм и более с поверхности земли в перекрытиях колодцев надлежит предусматривать дополнительные люки с крышками; к колодцам должен быть обеспечен подъезд автомашин.
В колодцах на водоводах с клапанами для впуска воздуха устанавливают вентиляционную трубу с фильтром. На водоводах, транспортирующих воду хозяйственно-питьевого назначения, фильтры должны быть такие же, как и у резервуаров.
Для спуска в колодец на горловине и стенках колодца следует устанавливать рифленые стальные или чугунные скобы; допускается устройство металлических лестниц.
Вокруг люков колодцев, размещаемых на застроенных территориях без дорожных покрытий или в зеленой зоне, необходимо устраивать отмостки шириной 1 м с уклоном от люков. Отмостки должны быть выше прилегающей территории на 0,05 м; на проезжей части улиц с усовершенствованными покрытиями крышки люков должны находиться на одном уровне с поверхностью проезжей части. Люки колодцев водоводов, прокладываемых по незастроенной территории, должны быть выше поверхности земли на 0,2 м. В колодцах при соответствующем обосновании устанавливают вторые утепленные крышки.
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Некоторые наиболее часто применяемые типы железобетонных водопроводных колодцев представлены на рис. 14.30.
Переходы под железными и автомобильными дорогами (рис. 14.31). Переход водопроводных линий под железнодорожными и автомобильными дорогами, а также
Рис. 14.30. Сборный круглый (а, б ) и прямоугольный (в ) железобетонные колодцы, устраиваемые в грунтах:
а - водонасыщенных; б - сухих; в - просадочных: 1 - бетонная подготовка; 2 - плита днища с асфальтированным покрытием; 3 - железобетонные кольца; 4 - плита покрытия; 5 - чугунный люк с крышкой; 6 - скобы; 7 - гидроизоляционное покрытие; 8 - плита днища на утрамбованном грунте; 9 - водоупорный замок; 10 - слой щебня; 11 - гидроизоляция.
под городскими магистралями следует выполнять в футлярах (кожухах, туннелях). При наличии на трассе дорог или вблизи нее туннелей, эстакад и путепроводов общего назначения следует рассматривать возможность их использования для прокладки водопроводов.
Переходы должны обеспечивать полную безопасность движения транспорта во время производства работ по прокладке трубопроводов, предохранение земляного полотна и покрытия дорог от размыва при аварии трубопровода и предохранение трубопровода от разрушения при воздействии статических и динамических нагрузок.
Переходы обычно устраивают на прямолинейных участках трубопроводов с пересечением полотна железной или автомобильной дороги под углом, близким к прямому. Переходы следует располагать в местах с минимальным числом путей, как правило, вне мест стрелочных переводов, съездов и перекрестных сечений и не ближе 10 м от опор контактной сети и фундаментов искусственных сооружений.
Кожухи переходов сооружаются из стальных труб при производстве работ открытым способом, способами прокола и продавливания и из керамических или бетонных блоков при производстве работ способом щитовой проходки. Под станционными железнодорожными путями общего назначения и под путями на промышленных предприятиях допускается укладка напорных стальных труб без кожухов.
Рис. 14.31. Переход под железной дорогой:
1 - кожух стальной, 2 - рабочая труба стальная, 3 - выпуск в мокрый колодец. Н - расстояние от подошвы рельса до кожуха, h - глубина заложения труб по условиям промерзания, РУ - ремонтный участок.
Рис. 14.32. Схема дюкера из двух линий стальных труб: 1 - водопровод; 2 - спускная труба; 3 - камеры переключений.
Для отключения и опорожнения переходов по обеим их сторонам при соответствующем обосновании устанавливаются колодцы с задвижками и устраивается выпуск воды в пониженные места или мокрый колодец. Расстояние от подошвы рельса до кожуха должно быть не менее 2 м, а от покрытия проезжей части автодороги до кожуха -не менее 1,5 м.
При устройстве переходов способом прокола это расстояние следует устанавливать Зм для глинистых грунтов и 2,5 м для песчаных; при устройстве переходов способом горизонтального бурения не менее 3 м. Необходимо защищать от коррозии как рабочую трубу, так и кожухи переходов. При пересечении электрифицированных железных дорог должна предусматриваться защита от блуждающих токов. Для выполнения монтажных работ на рабочую трубу перехода привариваются простые ползунковые или диэлектрические опоры и монтажные петли.
Проекты переходов для каждого частного случая подлежат согласованию с местными организациями Министерства путей сообщения и министерств автомобильных дорог и автомобильного транспорта.
Дюкеры. Линий дюкеров при переходе через реки должно быть не менее двух (рис. 14.32). Дюкеры укладывают из стальных труб с усиленной антикоррозийной изоляцией, защищенной от механических повреждений.
Глубина укладки подводной части трубопровода, считая до верха трубы, должна быть не менее чем на 0,5м ниже дна реки, а в пределах фарватера на судоходных реках - не менее 1м. При этом следует учитывать возможность размыва и передеформирования дна реки. Расстояние между линиями дюкера в свету должно быть не менее 1,5 м. Угол наклона восходящих частей дюкера следует принимать не более 20 градусов к горизонту. По обе стороны дюкера необходимо устраивать колодцы и переключения с установкой задвижек.
Расположения дюкеров должны быть обозначены предостерегающими знаками -створными столбами. Створные столбы устанавливают на 100 м выше и ниже по течению от места расположения дюкера на обоих берегах реки (хорошо видимых с судов). На вершинах створных столбов укрепляют диски диаметром 1,2 м, окрашенные в красный цвет с горизонтальной белой полосой посередине шириной 20 см. В темное время суток знаки освещают желтыми створными огнями (по одному на каждом столбе), видимыми на расстоянии не менее 4 км.
Надземные и наземные переходы. Надземные переходы обычно выполняют в
Рис. 14.33. Водовод, подвешенный под мостом: 1 - водовод с изоляцией в футляре; 2 - подвески.
виде подвесок к мостам общего назначения (рис. 14.33), прокладок по таким же мостам; укладок по специально сооружаемым мостам, опорам и эстакадам, устройств самонесущих арок и "провисающих нитей".
Переходы сооружают из стальных труб с усиленной противокоррозионной изоляцией. Для защиты от охлаждения в необходимых случаях устраивают тепловую изоляцию. Выполняется изоляция из шлаковаты, диатомовых изделий и пр. защищается футляром из кровельной стали, асбестоцементной трубы и т.п.
Расчетами устанавливаются площадь сечения трубы перехода, мощность изоляции, расстояния между компенсаторами и мертвыми точками и пр.
При пересечении рек с неустойчивым дном, а иногда и при пересечении дорог устраивают переход в виде самонесущих арок и "провисающих нитей"; промежуточные опоры при этом отсутствуют.
Трубопроводы, пересекающие болота, обычно укладывают по дамбам с основанием из минерального грунта, а иногда по сваям с ростверками и лагам.
Туннели и каналы. При обосновании допускается прокладка в общих туннелях трубопроводов разного назначения - водопроводных, теплофикационных, продуктопроводящих и пр. а также кабелей связи и силовых кабелей низкого напряжения.
На рис. 14.34 представлена примерная схема оборудования проходного туннеля.
Рис. 14.34. Схема оборудования туннеля: 1 - опора; 2 - кронштейн; 3 - подвески; 4 - монорельс; 5 - стеллажи; 6 - рельсы для тележки.
Туннели выполняют проходными, полупроходными и непроходными (каналы). Сечение туннелей преимущественно бывает прямоугольное, иногда круглое. Трубопроводы прокладывают, как правило, стальные.
Заглубление верха перекрытий туннелей принимается не менее 0,7 м и не более 2 м от поверхности земли. При прокладке стальных труб в туннеле длиной более 25-30 м трубы располагаются на роликовых или скользящих опорах с постановкой компенсаторов и "мертвых точек". В табл. 14.37 приведены желательные расстояния между трубами и ограждающими поверхностями в прямоугольных туннелях.
Для спуска и подъема труб и оборудования, а также для прохода персонала в туннелях предусматриваются люки и подъемно-транспортные устройства. Внутри туннелей трубы и оборудование передвигаются с помощью монорельса или тележек. В туннелях должны быть устроены вентиляция, отвод просачивающейся воды, рабочее и аварийное освещение и сигнализация.
При прокладке туннелей закрытым способом они обычно выполняются щитовым методом и имеют круглое сечение.
Там, где местные условия допускают при эксплуатации подъем перекрытия, а оборудование и трубы можно расположить в одном ярусе, туннели выполняют непроходными малой высоты (каналы). По типовым проектам железобетонные сборные каналы имеют ширину от 600 до 2100 мм при высоте от 300 до 1200 мм.
Упоры. В местах поворотов трубопроводов водопроводной сети в горизонтальной и вертикальной плоскости, местах ответвлений и на концевых участках (тупиках) вследствие внутреннего давления возникают силы, действующие вдоль оси трубы и вызывающие в материале стенок труб продольное растяжение. Продольные растягивающие силы могут вызвать повреждение раструбных соединений. Во избежание этого во всех указанных выше местах должны устанавливаться упоры (рис. 14.35).
Таблица 14.37
Расстояния от наружной поверхности труб (без изоляции)
По материалам сайта: http://lib4all.ru