Водоснабжение Крыма
Р. ПЛЮСОВ: У нас сегодня актуальная тема. Дефицит воды в Крыму. У нас сегодня в гостях Дмитрий Михайлович Кириллов, директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России. Дмитрий Михайлович, здравствуйте.
Д. КИРИЛЛОВ: Добрый день, Роман.
Р. ПЛЮСОВ: Действительно, актуальная тема. И мифов много вокруг нее.
Д. КИРИЛЛОВ: Конечно. Интерес огромен. Мы видим и большое количество конференций, которые прошли. И бизнес активно предлагает. И водосберегающие технологии. Думаю, что наша передача будет иметь особую актуальность. Однако не все успели побывать в Крыму, и вокруг этого вопроса много спекуляций, мифов. У нас сегодня запланировано большое количество включений из Крыма. Это поможет нам со слушателями разобраться, какая же там реальность.
Р. ПЛЮСОВ: Я тоже на это надеюсь. У нас сегодня будут представители Севастополя, правительства крымского. Сейчас на прямой линии из Крыма у нас Владимир Захватов, журналист, собкор европейского издательства «Русская мысль».
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
В. ЗАХВАТОВ: Добрый день.
Р. ПЛЮСОВ: Владимир, опишите нам ситуацию. Очень много спекуляций. Говорят, что в Крыму до сих пор в населенных пунктах вода по расписанию подается. Это так?
В. ЗАХВАТОВ: На южном берегу Крыма, где я живу, это не ощущается совершенно. Видимо, есть населенные пункты, которые в какой-то степени зависели от питьевой воды, поступающей из севера крымского канала. Например, Феодосия, Керчь. Но я там проехал дней 10 назад. Общался с людьми. Никто не жалуется. Как было, говорят, вроде так и есть. Может быть, в больших городах. Звонил в Керчь знакомым: вода идет, все нормально. Наверное, тот запас прочности системы водоснабжения, который был заложен еще за годы советской власти, до сих пор во многом и действует. Конечно, водоводы, трубопроводы с питьевой водой их 23 года практически не ремонтировали. Тут конь не валялся. Поэтому тут большие, как мне сообщали. Потери воды при транспортировке. Давайте вспомним. Такую цифру я назову 60% воды, поступающей через северо-крымский канал на полуостров Крым. словно поливы риса.
Р. ПЛЮСОВ: А этот канал сейчас работает? Вода по нему идет?
В. ЗАХВАТОВ: Канал пуст. Вчера я увидел в интернете, что наблюдатели ОБСЕ подтвердили, что Украина официально перекрыла крымский канал, соорудила огромную дамбу в районе Херсона, в нескольких километрах от пересечения с границей Крыма. Вода идет сбросом в Черное море. Северо-Крымский канал на территории Крыма, так сказать, не существует. Остается водоканал. Тут такая фишка еще: чтобы канал запустить, его надо промачивать месяца 1,5, и только тогда по нему нормально пойдет вода. Это серьезная проблема.
Р. ПЛЮСОВ: Из этого канала вода используется для сельского хозяйства?
В. ЗАХВАТОВ: В основном, да. Конечно, Северо-Крымский канал играл большую роль и в сельском хозяйстве, и вообще в жизнедеятельности Крыма. Но не будем забывать, что он был начат в 60-е годы и закончен в 1971 году. А Крым существовал и жил до этого сотни лет. Когда канал был задействован и работал, это дало большую слабину местным аграрникам, и всем, кто занимался здесь водой. Воды было просто вдоволь. Сейчас надо думать о том, как изменить структуру сельского хозяйства. Насколько я знаю, решено отказаться от посевов риса. То есть 50% проблем, связанных с Северо-Крымским каналом, будет отброшена. Будет переход происходить на полярные посевы, то есть на озимые посевы. Озимая пшеница крымская просто великолепна. Она отчасти зависит от того, какая будет весна, но урожаи здесь хорошие, устойчивые. Недаром китайцы еще в прошлом году пытались взять в аренду 150 тысяч гектаров земли. И все зерновые культуры, включая кукурузу, пшеницу готовы были закупать и давали огромные финансовые авансы.
Р. ПЛЮСОВ: Сегодня проблема заключается именно в сельском хозяйстве, а не в питьевой воде для жителей Крыма?
В. ЗАХВАТОВ: Процентов, наверное, на 85 – да. В основном, для сельского хозяйства. Я сейчас сижу на берегу Черного моря в своем палисадничке. У меня растет слива, у соседей – инжир, вишня, лавр, я посадил виноградные лозы, розы, 15-20 названий цветов в палисаднике. Все это я поливаю из собственного крана с питьевой водой. Я плачу за это. И каждый кубометр воды мне обходится примерно в 0,5 доллара. И примерно так поливает весь южный берег Крыма. Да, это дорого, но людям хочется комфорта, буйства зелени.
Д. КИРИЛЛОВ: Я могу поддержать Владимира. Он затронул важный вопрос. Когда мы говорим о питьевом водоснабжении, проблема не связна с Северо-Крымским каналом. Но не связан на 85-90%. В самой системе водоснабжения республики Крым и Севастополя за 23 мало что делалось. Конечно, актуален вопрос о восстановлении утечек потери воды. Также проблема водосбережения, в том числе и для личных хозяйственно-бытовых нужд. Нормы водопотребления, в том числе из-за потерь, довольно высоки в Крыму. Около 500, доходит даже до 700 литров на человека. И здесь, конечно, есть чем заниматься. Министерством на прошлой неделе был подготовлен по запросу правительства совместно с субъектом федерации перечень неотложных мере по обеспечению устойчивого водоснабжения полуострова Крым. Он был рассмотрен в четверг на заседании правительства. Было принято распоряжение о выделении соответствующих субсидий в объеме свыше 2,5 млрд рублей на реализацию первоочередных неотложных мер до конца декабря текущего года и создания условий для устойчивого, стабильного питьевого водоснабжения полуострова и Севастополя. Здесь есть чем заниматься.
Р. ПЛЮСОВ: Если в Крыму проблема с водой в сельском хозяйстве, давайте переориентируем. Пусть остров будет заниматься не рисом, который требует много ресурсов. Пусть на туризм. еще на какие-то сферы, которые не требуют столько воды.
Д. КИРИЛЛОВ: В отношении рисоводства в Крыму. Могу подтвердить, что приняты все решения, что он был исключен из севооборота. Это существенно облегчает напряженность водного баланса полуострова. Сейчас мы разрабатываем схему устойчивого водоснабжения, водообеспечения полуострова на период до 30 года. Эта схема предполагает строительство новых водоводов, освоение месторождения подземных вод, в том числе строительство новых водохранилищ на естественном стоке. Эта схема разбита на 3 блока. Это первоочередные мероприятия со сроком реализации до 16 года. От среднесрочных на период с 15 по 20. Что будет осуществлено в рамках подготавливаемой сейчас в рамках экономического развития республики Крым и города Севастополя. И перспективы до 30-го. Эта схема учитывает и потребности сельского хозяйства, но уже без рисоводства, уже с применением адекватных водосберегающих технологий орошения.
Р. ПЛЮСОВ: У нас на связи начальник крымского бассейноводного управления Анатолий Андреевич Лисовский. Расскажите о ситуации, которая сложилась на сегодняшний день
А. ЛИСОВСКИЙ: В начале апреля Украина практически перестала давать в Крым воду по Северо-Крымскому каналу. По большому счету, та вода, которая поступала в Крым с начала апреля – это конструктивно из-за невозможности полностью перекрыть магистральный Северо-Крымский канал. Тем не менее, мы водными ресурсами полностью обеспечены, за исключением сельского хозяйства. Это проблемная точка. И она будет проблемной, потому что полностью сельское хозяйство на орошение не обеспечить без функционирования системы Северо-Крымского канала. Но другие отрасли не должны у нас пострадать. И на селение тем более не должно пострадать. У нас самый проблемный регион на конец весны – начало лета был Феодосийско-судакский регион. Но мы сделали гидротехническое сооружение по переброске стока реки. И сейчас мы на Феодосийское водохранилищу уже подали 4,7 млн метров кубических. На конец лета – начало осени у нас будет достаточно проблемным регионом Керчь. Там мы будем перебрасывать воду из фронтового водохранилища. Так что мы этот вопрос закроем. По другим регионам у нас вообще нет проблем водообеспечения. Если мы по Северо-Крымскому каналу даже в этом году не договоримся, мы полностью обеспечим население водой во всех регионах Крыма.
Р. ПЛЮСОВ: Дмитрий Михайлович, ну нет проблем у людей?
Д. КИРИЛЛОВ: Правильно, в первую очередь из-за мероприятий по созданию условий для устойчивого водоснабжения. План уже реализуется. И те мероприятия, о которых Андрей Анатольевич сказал, уже включены в этот план. И были реализованы со сроком 12 мая. С 23 мая мы начали подавать воду с Феодосийского водохранилища. И обеспечивать создание необходимых запасов воды. Речь шла о том, что имеющиеся там местные реки направлены в русло Северо-Крымского канала. Это позволяет использовать структуру Северо-Крымского канала для нужд питьевого водоснабжения.
Р. ПЛЮСОВ: То, что мы влияем на естественный ход природы, как-то сказывается на местности, на экосистеме?
Д. КИРИЛЛОВ: Надо понимать, что это не повлияет на экосистему прилегающей восточной, северо-восточной части полуострова. В данном случае, такие действия абсолютно оправданы, особенно когда речь идет о создании условий для водоснабжения.
Р. ПЛЮСОВ: А что говорят по поводу того, что норма потребления воды в некоторых городах полуострова чуть ли не в 5 раз выше, чем в Москве, предположим. Это правда?
Д. КИРИЛЛОВ: Так и есть. Но это, в том числе, из-за состояния коммунальной инфраструктуры.
Р. ПЛЮСОВ: То есть что-то просто утекает?
Д. КИРИЛЛОВ: Конечно. 23 года не реставрировались водоводы, безусловно есть протечки.
НОВОСТИ
Р. ПЛЮСОВ: Сейчас на прямой связи министр регионального развития и ЖКХ республики Крым Сергей Вячеславович Глебов.
С. ГЛЕБОВ: Здравствуйте. Водное потребление в Крыму никогда не учитывало какую-то экономию и рациональное использование. Может быть, как раз ситуация, которая сложилась с перекрытием Северо-Крымского канала на сегодняшний день, обратит внимание на норму потребления и на более рациональное использование. Запас воды на сегодняшний день в реках и водоемах позволяет не беспокоиться об использовании этой воды на хозбытовые нужды. Нужно обратить внимание на систему водоснабжения крымчан и более экономичного использования воды.
Р. ПЛЮСОВ: В некоторых городах полуострова вода сегодня выдается по расписанию.
С. ГЛЕБОВ: Это так. У нас есть небольшое количество городов и населенных пунктов. Это связано с устаревшими системами водоснабжения и устройством самих сетей. Естественно, не ожидали, что нам Украина перекроет канал. Так как мы пересматриваем водоснабжение и сети, то в один момент невозможно это решить. Но есть, к примеру, город Старый Крым, который первым оказался у нас без воды. Приближенные районы к водохранилищу, из которого подавалась вода, сегодня надо прожить трубы. Мы этим активно занимаемся, скоро решим вопрос. Есть населенные пункты, например Владиславовка, где есть подсобное хозяйство свое. Они раньше поливом занимались с Северо-Крымского канала. На сегодняшний день делают это питьевой водой из скважин. Вода доходит только до близлежащих домов. А уже на питьевые нужды не хватает. Мы тоже принимаем участие в решении этой проблемы. Максимально стараемся подать воду. Рассматриваем варианты дополнительного бурения скважин. Люди очень нуждаются в этом в своем подсобном хозяйстве.
Р. ПЛЮСОВ: Сейчас в разгаре курортный сезон, люди поедут отдыхать на побережье. Как там с водой?
С. ГЛЕБОВ: Никто не заметит ухудшений, потому что их нет. Если раньше подача воды была не более 500 куб метров в сутки, то на сегодняшний день мы берем не меньше 1000. Так же и в других, в том числе курортных, городах. Большие усилия брошены на то, чтобы устранить потери. Мы оперативно ремонтируем.
Р. ПЛЮСОВ: Получается, что нужно менять инфраструктуру, трубы?
Д. КИРИЛЛОВ: Да. Это приоритет. Кое-где были инфраструктурные ограничения. Если мы обратимся к городу Старый Крым, то он действительно снабжался из водохранилища, которое наполнялось из Северо-Крымского канала. Сейчас проблема водоснабжения решена за счет подземных скважин. Там предполагается 2 подземные скважины, общей производительностью до 1,5 тыс куб метров в сутки. Конечно, это потребовало время прокладки соответствующего водовода. Это небольшой водовод. В настоящее время город снабжается по новой схеме.
Р. ПЛЮСОВ: Говорят, что в скважинах вода жесткая в Крыму. С этим как?
Д. КИРИЛЛОВ: Это далеко не везде. Есть запасы с подтверждённым качеством, которые составляют выше 440 млн кубометров в год. Там по качеству воды вопросов нет. Но, конечно, нужно развивать мониторинг. И в план первоначальных мероприятий мы включили в том числе дополнительные исследования подземных вод, потому что их давно никто не изучал. Там были процессы, когда до строительства канала подземные воды использовались более интенсивно. Это влияло и на качество. Но в последнее время со спадом произошло, как отмечают наши ученые, предварительно происходит восстановление качества подземных вод Крыма. Если мы говорим об утвержденных запасах, это те самые запасы, чтобы наши слушатели понимали, которые можно безвозвратно, без нарушения состояния подземных вод изымать и каждый год использовать. И мы ориентируем наших коллег на эту цифру так, чтобы обеспечить качество той подземной воды, которая есть на территории полуострова.
Р. ПЛЮСОВ: На связи зампредседателя Севастопольской городской администрации Олег Александрович Кизименко. Мы хотим узнать, как в Севастополе обстоит дело с обеспечением воды.
О. КИЗИМЕНКО: Город Севастополь обеспечивается водоснабжением из основного источника – водохранилища Чернореченское. Запасы плановые 62 млн куб метров. На сегодняшний момент где-то 24-26 млн куб метров воды. Этих запасов, как мы видим, будет достаточно до октября-ноября месяца. Следует отметить, что в прошлом году также был низкий уровень наполняемости. В прошедшем году мы закачивали из другого водохранилища, подпитывали систему водоснабжения в количестве 12 млн куб метров воды.
Р. ПЛЮСОВ: Жители бесперебойно получают воду?
О. КИЗИМЕНКО: Да, жители в прошлом году и в этом бесперебойно получают воду.
Р. ПЛЮСОВ: А что касается самой системы ЖКХ, инфраструктуры?
О. КИЗИМЕНКО: Все вопросы – вотоотведение в городе, потому что очистные сооружения требуют реконструкции. Большие вопросы с запасом воды. Запасы водохранилища составляют 50% от планового мероприятия, на которое выделяются средства из федерального бюджета РФ. На эти средства будут установлены скважины, водопроводы, порядка 40 тыс кубов дополнительно из подземных источников. В этом режиме, если мы их подымем, сейчас мы подымаем, плюс к водохранилищу, где-то 25 тыс метров кубических в сутки. Если мы подымем еще 30-40, мы спокойно выйдем на круглосуточный режим использования нашей воды.
Р. ПЛЮСОВ: Основная проблема, которая требует безотлагательного решения?
О. КИЗИМЕНКО: Основная проблема – те мероприятия, которые мы включили: бурение новых скважин, то, что стабилизирует водоснабжение в городе. Не будет критической ситуации в октябре-ноябре месяце, когда водохранилище обмельчает и запас воды будет критическим.
Р. ПЛЮСОВ: А что насчет экономии? Собирается полуостров переходить на экономию? Мы говорили, что в некоторых городах в 5 раз норма потребления выше, чем в столице.
О. КИЗИМЕНКО: У нас этот показатель не критический. Следует отметить, что в летний период, в данный момент численность жителей увеличится в разы. Мы обращаем внимание и в этом году будем заключать договора с институтом по системе оптимизации водоснабжения. Это даст возможность нам уйти от потерь, от финансовых затрат. Этим вопросом вплотную занимаемся.
Р. ПЛЮСОВ: Дмитрий Михайлович, что, надо Крыму экономить? Никогда этого не делали. Но нужно начать уже, да?
Д. КИРИЛЛОВ: Это подтверждают все наши эксперты. На севастопольском водоканале в рамках утвержденного плана сейчас реализуется система оборотного использования вод, которая позволит за счет оптимизации работы самого водоканала сэкономить порядка 1,8 млн кубометров воды в год. Эти мероприятия идут по оптимизации систему управления водоканалом. Это также должно поднять эффективность использования ресурсов. Я понимаю, что полуостров далеко не самый водообеспеченный. Там работать и работать, чтобы через какое-то время могли сказать, что мы надежно обеспечили все потребности. Тут же еще вопрос какой? Когда мы говорим о федеральной целевой программе развития крымского полуострова, города Севастополь, мы исходим из количества туристов, из роста населения, промышленности энергопотребления. На все это нужна вода. То, что есть план, что он утвержден, реализуется – это хорошо. Это говорит о том, что мы создаем надежную инфраструктуру для обеспечения хозяйства водоснабжением. И обеспечим курортный сезон в том числе. Но мы должны смотреть и в будущее.
Р. ПЛЮСОВ: То есть силы есть, средства есть – нужно работать.
Д. КИРИЛЛОВ: Да.
Источник: http://echo.msk.ru/contributors/12628/
По материалам сайта: http://xn--90acg2babefdpm.xn--p1ai