• Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
  • С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
  • Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
    • Системы противопожарной защиты

      Глава 14. Системы противопожарной защиты

      Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты

      1. Комментируемая статья (как и комментируемая глава в целом) посвящена системе противопожарной защиты - второй из трех названных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона составляющих (наряду с системой предотвращения пожаров и комплексом организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности) системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты (см. комментарий к указанной статье).

      В то же время в комментируемом Законе прямо не обозначены положения о комплексе организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности как о третьей составляющей системы обеспечения пожарной безопасности. Выделить эти положения позволяет сравнительный анализ комментируемого Закона и ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", положения которого воспроизведены и развиты в нормах данного Закона, касающихся системы обеспечения пожарной безопасности. Согласно п. 1.1 названного стандарта пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Соответственно, ГОСТ 12.1.004-91 рассматривает организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности как составную часть систем предотвращения пожара и противопожарной защиты. Перечень организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности определен в разд. 4 данного документа. Эти положения, но существенно измененные вошли в ст. 63 комментируемого Закона как первичные меры пожарной безопасности (см. комментарий к указанной статье). Таким образом, как обозначенный в ч. 3 ст. 5 данного Закона комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности следует рассматривать совокупность первичных мер пожарной безопасности, предусмотренных в ст. 63 этого Закона.

      В качестве цели создания систем противопожарной защиты в ч. 1 комментируемой статьи названы защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Соответственно этому понятие "система противопожарной защиты" определено в п. 41 ст. 2 комментируемого Закона как комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию). Практически такое же определение указанного понятия ранее давалось в п. 19 ГОСТ 12.1.033-81 "ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения": совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

      2-3. В ч. 2 комментируемой статьи определено основное содержание защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения его последствий: снижение динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуация людей и имущества в безопасную зону и (или) тушение пожара (об опасных факторах пожара см. комментарий к ст. 9 Закона). Часть 3 данной статьи устанавливает основное требование к системам противопожарной защиты: указанные системы должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. В отношении данных положений следует отметить, что они лишь подразумевались в ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" (но в п. 3.4 данного документа предусматривалось, что средства коллективной и индивидуальной защиты должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени действия опасных факторов пожара), положения которого воспроизведены и развиты в нормах комментируемого Закона, касающихся системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.

      4. В отношении состава и функциональных характеристик систем противопожарной защиты объектов часть 4 комментируемой статьи отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности. Такое регулирование отличается от регламентации систем предотвращения пожаров. Как предусмотрено в ч. 3 ст. 48 комментируемого Закона, состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются непосредственно данным Законом, а правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Следует также отметить, что согласно п. 1.9 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" перечень и требования к эффективности элементов конкретных систем пожарной безопасности должны устанавливаться нормативными и нормативно-техническими документами на соответствующие виды объектов.


      • Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
      • С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
      • Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
        • Статья 52. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара

          В комментируемой статье определен перечень способов, одним или несколькими из которых обеспечиваются защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия. Иначе говоря, данная статья определяет перечень способов, применением которых (одним или несколькими) достигается противопожарная защита людей и имущества.

          Положения комментируемой статьи. прежде всего, воспроизводят правила п. 3.2 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым противопожарная защита должна достигаться применением одного из следующих способов или их комбинацией:

          применением средств пожаротушения и соответствующих видов пожарной техники;

          применением автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения;

          применением основных строительных конструкций и материалов, в т.ч. используемых для облицовок конструкций, с нормированными показателями пожарной опасности;

          применением пропитки конструкций объектов антипиренами и нанесением на их поверхности огнезащитных красок (составов);

          устройствами, обеспечивающими ограничение распространения пожара;

          организацией с помощью технических средств, включая автоматические, своевременного оповещения и эвакуации людей;

          применением средств коллективной и индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара;

          применением средств противодымной защиты.

          Наряду с этим в комментируемую статью вошли отдельные положения ГОСТ 12.1.004-91. относимые данным стандартом к иным составляющим системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты (о названной системе см. комментарий к ст. 5 Закона), нежели система противопожарной защиты:

          положения о способах, применением которых должны достигаться ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов, а также наиболее безопасный способ их размещения (см. комментарий к ст. 50 Закона). Речь идет о п. 7 и 8 комментируемой статьи;

          одно из положений об организационно-технических мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности (см. комментарий к ст. 63 Закона). Речь идет о п. 11 комментируемой статьи.

          Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре

          1-2. В ч. 1 и 2 комментируемой статьи с определенными изменениями воспроизведены положения п. 3.3 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей в объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:

          установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

          обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;

          организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т.п.).

          Требование ч. 1 комментируемой статьи ранее предусматривалось также в общих положениях СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Так, согласно п. 4.1 названного документа в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно- планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара (наряду с прочим) возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

          Как предусмотрено в п. 6.4 СНиП 21-01-97*, защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно- планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий. Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты. За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом. Пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации.

          Понятие "эвакуация" определено в п. 50 ст. 2 комментируемого Закона как процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара. Практически такое же определение дано в п. 6.2 СНиП 21-01-97*. При этом предусмотрено, что эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Там же определено, что эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

          Согласно определениям, данным в п. 48 и 49 ст. 2 комментируемого Закона: эвакуационный выход - это выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону (п. 48); эвакуационный путь (путь эвакуации) - это путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (п. 49).

          3-4. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Соответственно, в п. 14 ст. 2 комментируемого Закона дано определение понятию "необходимое время эвакуации": время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара.

          В отношении методов определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации часть 4 комментируемой статьи отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности. Основным таким документом является ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", в приложении 2 к которому приведен метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей. Названный метод устанавливает порядок расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия опасных факторов пожара на людей, а также обоснования требований к эффективности систем обеспечения пожарной безопасности людей. Согласно п. 2.4 указанного приложения расчетное время эвакуации людей из помещений и зданий устанавливается по расчету времени движения одного или нескольких людских потоков через эвакуационные выходы от наиболее удаленных мест размещения людей. При расчете весь путь движения людского потока подразделяется на участки (проход, коридор, дверной проем, лестничный марш, тамбур). Начальными участками являются проходы между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т.п.

          Как предусмотрено в п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", при анализе пожарной опасности зданий могут быть использованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметров развития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожаром.

          Статья 54. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

          1. Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Ранее подобное требование в ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" формулировалось иначе. Так, в п. 3.6 устанавливалось, что на каждом объекте народного хозяйства должно быть обеспечено своевременное оповещение людей и (или) сигнализация о пожаре в его начальной стадии техническими или организационными средствами. Там же предусматривалось, что перечень и обоснование достаточности для целевой эффективности средств оповещения и (или) сигнализации на объектах согласовывается в установленном порядке.

          2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

          При этом предусмотрено, что перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Таким документом являются, прежде всего, ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ", согласно п. 16 которых в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

          Данное положение детализировано в НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях"*(60). утв. приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323*(61). Названные нормы устанавливают типы систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами (согласно определению, данному в НПБ 104-03, система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации). Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения осуществляется в соответствии с положениями разд. 5 НПБ 104-03.

          По вопросу о необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек, в п. 6 Разъяснений по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"*(62). утв. ГУГПС МЧС России, указано следующее:

          необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с НПБ 104-03. Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре;

          при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная пунктом 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована в целях реализации планов эвакуации;

          таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

          Статья 55. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара

          1-3. В комментируемой статье воспроизведены и развиты положения п. 3.4 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым средства коллективной и индивидуальной защиты должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени действия опасных факторов пожара; коллективную защиту следует обеспечивать с помощью пожаробезопасных зон и других конструктивных решений; средства индивидуальной защиты следует применять также для пожарных, участвующих в тушении пожара.

          Комментируемая статья также учитывает общие положения п. 6.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", предусматривающие следующее: защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно- планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий; эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты; за пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом; пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации.

          Кроме того, учтено положение п. 8.1 СНиП 21-01-97*, относящее оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и организационным мероприятиям, обеспечивающим тушение возможного пожара и проведение спасательных работ.

          Статья 56. Система противодымной защиты

          1. Комментируемая статья посвящена системе противодымной защиты, понятие которой исходя из положений самой же данной статьи определено в п. 40 ст. 2 комментируемого Закона: комплекс организационных мероприятий, объемно-планировочных решений, инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

          В ч. 1 комментируемой статьи, по сути, воспроизведено положение п. 3.5 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которому система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей, и (или) коллективную защиту людей и (или) защиту материальных ценностей.

          2. В ч. 2 комментируемой статьи определен перечень способов защиты, один или несколько из которых должна предусматривать система противодымной защиты. В этом перечне нашли свое концентрированное выражение положения разд. 5 "Противодымная защита при пожаре" СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (к названному документу отсылают положения СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", касающиеся противодымной защиты зданий). На данных положениях основываются установленные в ст. 85 комментируемого Закона требования к системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (см. комментарий к указанной статье).

          Статья 57. Огнестойкость и пожарная опасность зданий, сооружений и строений

          1. В ч. 1 комментируемой статьи, как представляется, закреплено требование, вытекающее из взаимосвязанных положений п. 3.7 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и п. 5.17 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Так, в ГОСТ 12.1.004-91 установлено, что в зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, лифты, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т.п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара. Согласно же СНиП 21-01-97*, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 29 Закона), степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций, а класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов.

          2. В отношении требуемых степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и класса их конструктивной пожарной опасности часть 2 комментируемой статьи отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности. Основным таким документом является СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", содержащий общие (унифицированные) принципы и подходы к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению. Кроме того, подлежат применению строительные нормы и правила по проектированию зданий и сооружений различного назначения: СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", СНиП 31-03-2001 "Производственные здания", СНиП 31-04-2001 "Складские здания" и пр. (о применении документов, действовавших до издания СНиП 21-01-97*, см. письмо Госстроя России и ГУГПС МВД России от 14 октября 1998 г. N 130552/20/2.2/2433 "О применении требований СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений"*(63) ).

          Статья 58. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций

          1. Аналогично сказанному выше (см. комментарий к ст. 57 Закона) следует отметить, что в ч. 1 комментируемой статьи, как представляется, закреплено требование, вытекающее из взаимосвязанных положений п. 3.7 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и п. 5.9 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Так, в ГОСТ 12.1.004-91 установлено, что в зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, лифты, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т.п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара. Согласно же СНиП 21-01-97*, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 34 Закона) строительные конструкции характеризуются огнестойкостью и пожарной опасностью; показателем огнестойкости является предел огнестойкости, пожарную опасность конструкции характеризует класс ее пожарной опасности.

          2. Часть 2 комментируемой статьи отсылает в отношении требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций, выбираемых в зависимости от степени огнестойкости зданий, сооружений и строений, к таблице 21 приложения к комментируемому Закону. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 30 Закона), в этой таблице воспроизведена таблица 4 п. 5.18 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", определяющая соответствие степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков. К указанной таблице 21 приложения к комментируемому Закону отсылает также часть 2 ст. 87 данного Закона, в которой установлено, что пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков.

          Статья 59. Ограничение распространения пожара за пределы очага

          В комментируемой статье определен перечень способов, одним или несколькими из которых должно обеспечиваться ограничение распространения пожара за пределы очага. Положения данной статьи практически воспроизводят правила п. 3.2 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно которым ограничение распространения пожара за пределы очага должно достигаться применением одного из следующих способов или их комбинацией:

          устройством противопожарных преград;

          установлением предельно допустимых по технико-экономическим расчетам площадей противопожарных отсеков и секций, а также этажности зданий и сооружений, но не более определенных нормами;

          устройством аварийного отключения и переключения установок и коммуникаций;

          применением средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре;

          применением огнепреграждающих устройств в оборудовании.

          Единственно новым в комментируемой статье является указание на такой способ ограничения распространения пожара за пределы очага, как применение установок пожаротушения. В то же время, как говорилось выше (см. комментарий к ст. 52 Закона), применение установок пожаротушения предусмотрено в п. 3.1 ГОСТ 12.1.004-91 в качестве одного из способов, применением которого должна достигаться противопожарная защита.

          Следует также отметить, что в СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" содержится раздел 7 "Предотвращение распространения пожара". Как установлено в п. 7.1 данного документа, предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. Там же предусмотрено, что к таким мероприятиям относятся:

          конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями;

          ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;

          снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;

          наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения;

          сигнализация и оповещение о пожаре.

          Статья 60. Первичные средства пожаротушения в зданиях, сооружениях и строениях

          1. В ч. 1 комментируемой статьи установлена обязательность обеспечения зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а также закреплена обязанность лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, по осуществлению данного обеспечения (права владения, пользования и распоряжения имуществом согласно п. 1 ст. 209 части первой ГК РФ составляют содержание правомочий собственника, осуществляемых им в отношении своего имущества).

          Данные требования предусмотрены и в соответствующих нормах Федерального закона "О пожарной безопасности". Так, согласно ч. 2 ст. 34 названного Закона граждане обязаны иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления. В ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

          Согласно определению, данному в п. 19 ст. 2 комментируемого Закона, первичные средства пожаротушения - это переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Классификация и область применения первичных средств пожаротушения определены в ст. 43 Закона.

          Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 59 Закона), наличие первичных, в т.ч. автоматических и привозных средств пожаротушения указано в п. 7.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" среди мероприятий, посредством которых достигается предотвращение распространения пожара (мероприятий, ограничивающих площадь, интенсивность и продолжительность горения).

          2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения или строения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.

          Соответствующие вопросы регламентированы приложением 3 "Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения" к ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ". Названным приложением наряду с прочим предусмотрено следующее:

          при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок;

          комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности;

          комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласно условиям договора на его поставку;

          выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов. Выбор типа огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При их значительных размерах необходимо использовать передвижные огнетушители.

          Следует также отметить, что существует неоднократно упоминаемый выше ГОСТ 12.4.009-83 "ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание", который устанавливает основные виды пожарной техники, предназначенной для защиты от пожаров предприятий, зданий и сооружений, а также требования к ее размещению и обслуживанию (стандарт не распространяется на: установки пожаротушения и пожарной сигнализации, предназначенные для защиты транспортных средств; пожарные поезда, суда, вертолеты и самолеты).

          Согласно п. 1.2 названного документа количество и номенклатуру основных видов пожарной техники устанавливают в соответствующих общесоюзных и (или) ведомственных нормах (правилах), утвержденных в установленном порядке. Там же предусмотрено, что в случае отсутствия соответствующих норм (правил) номенклатуру и количество пожарной техники устанавливают по ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" с учетом обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты в зависимости от:

          особенностей развития возможного пожара на данном объекте;

          норм расхода на пожаротушение огнетушащих веществ;

          времени прибытия пожарных подразделений к месту возможного пожара.

          Статья 61. Автоматические установки пожаротушения

          1. Комментируемая статья устанавливает требования к автоматическим установкам пожаротушения. В ч. 1 данной статьи определены случаи, в которых здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения: когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна; когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях некруглосуточно. Раннее же в п. 3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования" предусматривалось, что необходимость применения и выбор типа АУП обусловливаются уровнем пожарной опасности конкретного объекта с учетом скорости развития пожара в начальной стадии и экономической целесообразности их применения по ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования".

          2. Часть 2 комментируемой статьи определяет цели, достижение одной или несколько из которых должны обеспечивать автоматические установки пожаротушения. Ранее подобные цели, но по-иному формулировались в ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Так, согласно п. 7 названного стандарта автоматические установки пожаротушения должны обеспечивать:

          срабатывание в течение времени менее начальной стадии развития пожара (критического времени свободного развития пожара) по ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования";

          локализацию пожара в течение времени, необходимого для введения в действие оперативных сил и средств;

          тушение пожара с целью его ликвидации;

          интенсивность подачи и (или) концентрацию огнетушащего вещества;

          требуемую надежность функционирования (локализацию или тушение).

          3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи тип автоматической установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, строения и параметров окружающей среды.

          Ранее данные подобные требования содержались в приведенных выше (см. комментарий к ст. 45 Закона) общих положениях НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", а также п. 3 ГОСТ 12.3.046-91 "ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования". Кроме того, в п. 3 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" предусмотрено, что тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Следует также отметить, что, как предусмотрено там же, здания и помещения по прямо определенному перечню при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

          Статья 62. Источники противопожарного водоснабжения

          1-2. Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. При этом в ч. 2 данной статьи предусмотрено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

          Ранее эти правила лишь подразумевались, но с очевидностью следовали из соответствующих положений нормативных правовых актов. Так, в ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) среди полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных указано на создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (см. комментарий к ст. 63 Закона).

          В п. 94 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Там же установлено, что поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

          В п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" среди конструктивных, объемно-планировочных, инженерно-технических и организационных мероприятий, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ, указано на устройство противопожарного водопровода, в т.ч. совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров). Согласно п. 8.13 названного документа необходимость устройства пожарного водопровода и других стационарных средств пожаротушения должна предусматриваться в зависимости от степени огнестойкости, конструктивной и функциональной пожарной опасности здания, величины и пожаровзрывоопасности временной пожарной нагрузки. В п. 8.14 СНиП 21-01-97* установлено, что к системам противопожарного водоснабжения зданий должен быть обеспечен постоянный доступ для пожарных подразделений и их оборудования.

          3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются непосредственно комментируемым Законом. Соответственно, в части указанного регулирования рассматриваемая норма к нормативным документам по пожарной безопасности не отсылает. В отношении требований, о которых идет речь в ч. 3 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 68, 86 и 99 Закона.

          Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности

          Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 51 Закона), в комментируемой статье. определяющей перечень первичных мер пожарной безопасности, по сути, говорится о комплексе организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, т.е. третьей из трех названных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона составляющих (наряду с системой предотвращения пожаров и системой противопожарной защиты) системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. К комментируемой статье отсылает норма ч. 4 ст. 6 данного Закона, устанавливая, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (см. также комментарий к указанной статье).

          Ранее в отношении организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в разд. 4 ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" предусматривалось, что такие мероприятия должны включать:

          организацию пожарной охраны, организацию ведомственных служб пожарной безопасности в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных республик и решением местных Советов депутатов трудящихся;

          паспортизацию веществ, материалов, изделий, технологических процессов, зданий и сооружений объектов в части обеспечения пожарной безопасности;

          привлечение общественности к вопросам обеспечения пожарной безопасности;

          организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения - в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей;

          разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;

          изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности;

          порядок хранения веществ и материалов, тушение которых недопустимо одними и теми же средствами, в зависимости от их физико-химических и пожароопасных свойств;

          нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре;

          разработку мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей;

          основные виды, количество, размещение и обслуживание пожарной техники по ГОСТ 12.4.009-83 "ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание". Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей.

          Как видно, данные положения устарели в части реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В настоящее время полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности регламентированы положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". Указанной статьей (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) предусмотрено, в частности, следующее.

          К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

          создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

          создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

          оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

          организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

          принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

          включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

          оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

          установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

          К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

          создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

          включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

          оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в т.ч. посредством организации и проведения собраний населения;

          установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

          В ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" также предусмотрено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления; в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности", в соответствии с законами указанных субъектов РФ осуществляются органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

          Особый противопожарный режим, о котором говорится в п. 5 комментируемой статьи, регламентирован положениями ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

          в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим;

          на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

          Указанные в п. 8 комментируемой статьи противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности регулируются соответствующими положениями ст. 25 названного Закона:

          противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации;

          обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказом МЧС России от 25 октября 2005 г. N 764 утверждена Инструкция о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций*(64). а приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" утверждены*(65) );

          обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

          В отношении упоминаемой в п. 9 комментируемой статьи добровольной пожарной охраны в ст. 13 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено следующее:

          добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности;

          добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров;

          участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

          Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

          1-2. Комментируемая статья устанавливает требования к декларации пожарной безопасности, представляющей собой документальное выражение новой формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Данная форма оценки соответствия - декларирования пожарной безопасности - предусмотрена в п. 4 ч. 1 ст. 144 комментируемого Закона (о понятии оценки соответствия см. комментарий к указанной статье). Соответственно сказанному понятие "декларация пожарной безопасности" определено в п. 7 ст. 2 данного Закона как форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. К комментируемой статье отсылает часть 5 ст. 6 комментируемого Закона, устанавливающая, что юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности.

          Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность составления декларации пожарной безопасности в отношении двух групп объектов защиты: 1) объектов защиты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации; 2) зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.

          Согласно подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 комментируемого Закона к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

          В отношении же первой из названных групп объектов защиты необходимо отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГсК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ*(66) ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

          В ч. 2 указанной статьи (здесь и далее также в ред. Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ*(67) ) предусмотрено, что государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

          1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

          2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

          3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

          4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 данного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

          5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 данного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

          К особо опасным и технически сложным объектам в соответствии с ч. 1 ст. 48.1 ГсК РФ относятся:

          1) объекты использования атомной энергии (в т.ч. ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);

          2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

          3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством РФ;

          4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

          5) объекты космической инфраструктуры;

          6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

          7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

          8) метрополитены;

          9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

          101) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

          11) опасные производственные объекты, на которых:

          а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;

          в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

          г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

          д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.

          К уникальным объектам согласно ч. 2 ст. 48.1 ГсК РФ относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

          1) высота более чем 100 метров;

          2) пролеты более чем 100 метров;

          3) наличие консоли более чем 20 метров;

          4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

          5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

          Как предусмотрено в ч. 3 и 3.1 ст. 49 ГсК РФ:

          государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (в данном Кодексе обозначается сокращением "типовая проектная документация"), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 3 );

          государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство (ч. 3.1 ).

          В ч. 1 комментируемой статьи также установлены основные требования к содержанию декларации пожарной безопасности. Так, декларация пожарной безопасности должна предусматривать:

          1) оценку пожарного риска. Соответственно, в ч. 6 ст. 6 комментируемого Закона установлено, что расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ). Согласно ч. 7 указанной статьи порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами РФ. Следует подчеркнуть, что оценка пожарного риска предусматривается в декларации пожарной безопасности только в том случае, если проводится расчет риска;

          2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. При этом непосредственно в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что указанная оценка может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара.

          Часть 2 комментируемой статьи предусматривает иные требования к содержанию декларации пожарной безопасности на тот случай, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования не только федеральных законов о технических регламентах, но и нормативных документов по пожарной безопасности: в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты. Данные требования основаны на положении ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона, в соответствии с которым при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется (см. комментарий к указанной статье).

          3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

          Понятие "застройщик" определено в п. 16 ст. 1 ГсК РФ: физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

          Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, согласно ч. 5 ст. 48 ГсК РФ могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи. Как установлено в ч. 4 этой статьи (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ*(68) ), виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ; иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

          4. Часть 4 комментируемой статьи указывает на ответственность собственника объекта защиты, или лица, владеющего объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или органа управления многоквартирным домом, разработавших декларацию пожарной безопасности, за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений. В отношении же самой ответственности данная норма отсылает к законодательству РФ.

          Данная норма построена исходя из положений ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Так, согласно ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

          собственники имущества;

          руководители федеральных органов исполнительной власти;

          руководители органов местного самоуправления;

          лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

          лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

          должностные лица в пределах их компетенции.

          В ч. 2 указанной статьи установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

          Как предусмотрено в ч. 3 этой же статьи, лица, указанные в ч. 1 статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

          Следует также отметить, что можно ожидать внесения изменений в УК РФ и КоАП РФ, касающихся ответственности, о которой говорится в ч. 4 комментируемой статьи.

          5. Как предусмотрено в ч. 5 комментируемой статьи, разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей. Строго говоря, необходимость закрепления данного положения вызывает сомнения, поскольку, как говорилось выше, согласно п. 1 ч. 1 ст. 49 ГсК РФ в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), государственная экспертиза не проводится. Соответственно, на данные объекты защиты не требуется составление декларации пожарной безопасности в силу ч. 1 комментируемой статьи.

          6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что в случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности декларация подлежит уточнению или разработке вновь.

          7. В ч. 7 комментируемой статьи закреплено заключительное положение, касающееся объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу в силу комментируемого Закона, т.е. на 1 мая 2009 г. (см. комментарий к ст. 151 и 152 Закона). Согласно данной норме для таких объектов декларация пожарной безопасности должна быть предоставлена не позднее одного года после дня вступления в силу Закона, т.е. до 1 мая 2010 г.

          8. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"*(69) является МЧС России.

          В ч. 8 комментируемой статьи также установлено, что форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности должны быть утверждены до дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. до 1 мая 2009 г. (см. комментарий к ст. 151 и 152 Закона).

          По материалам сайта: http://base.garant.ru

  • Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
  • С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
  • Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.