ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА
В последнее время значительно повысился интерес к народному и декоративно-прикладному искусству. Это проявляется в проектировании мебели с элементами стилистических реминисценций прошедших эпох и этнографическими мотивами, в воссоздании и оборудовании общественных интерьеров (ресторанов, кафе и др.) в характерном народном духе, с использованием конструктивных схем, материалов и декора народного и прикладного искусства предшествующих эпох, обработанных с учетом современных эстетических требований, техники и технологии. В отделку мебели вводится рельефный (резьба), орнаментальный (роспись), и накладной декор, имитирующий ра-мочно-филенчатую конструкцию.
Рельефный декор выполняют обработкой древесины или других материалов резанием (различные виды резьбы, гравирование) или давлением (тиснение).
По характеру и манере выполнения различают плосковыемчатую, контурную, рельефную, ажурную или прорезную, скульптурную и комбинированную резьбу, а в зависимости от сюжета— геометрическую, резьбу с животным или растительным стилизованным орнаментом и комбинированную.
Материалом для резьбы служит древесина мягких или твердых лиственных пород. Легче поддается обработке древесина липы, ольхи, клена, груши, несколько труднее — древесина березы, ореха и дуба. Резьбу выполняют вручную или механизированным способом. Первый способ предпочтительнее с точки зрения художественной ценности изделий при условии высокой квалификации исполнителя. Мелкий рельефный рисунок может быть получен путем обработки поверхности древесины давлением с помощью гравированного металлического штампа с "негативным изображением (тиснение). Для повышения пластичности поверхностный слой увлажняют или химически обрабатывают растворами кислот или щелочей.
Орнаментальный декор заключается в отделке поверхности мебели выжиганием или росписью клеевыми, темперными, масляными и другими красками.
Обработка поверхности мебели выжиганием может выполняться тремя способами: пиротипией (горячее печатание), пиро-графией (горячее рисование) и обработкой кислотами.
В первом случае рисунок наносят на отделываемую поверхность механизированным способом путем оттиска или проката нагретыми гравированными плитами или валиками. Характер цветного тона рисунка и фона определяется давлением и про должительностью контакта. Обработанную поверхность в дальнейшем отделывают прозрачными лакокрасочными материалами.
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Во втором случае рисунок наносят вручную электротермо-каустерами (приборами с нагреваемой электрическим током иглой) или открытым пламенем газовой или жидкостной горелки.
Выжигание кислотами связано с нанесением на обрабатываемую поверхность парафина, выскабливанием рисунка, травлением, промывкой и нейтрализацией — операциями, выполняемыми в основном вручную. В связи с этим способ выжигания нашел ограниченное применение в производстве сувенирных изделий.
Отделка орнаментальной росписью характерна для народных промыслов и является одним из наиболее распространенных и самобытных способов декоративно-художественной отделки изделий из древесины. В Центральной России давно возникли загорская, хохломская и городецкая росписи; на Украине— петраковская роспись; в Средней Азии — узбекская и казахская росписи. Значительный интерес представляют росписи в Прибалтике и на Севере. Наибольшими художественными и техническими достоинствами обладает хохломской способ, применяемый мастерами Горьковской области (г. Семенов, фабрика художественных изделий «Хохломская роспись») для отделки токарных декоративных изделий и мебели.
Процесс отделки состоит в порозаполнении и грунтовании изделий, шлифовании, покрытии натуральной олифой в смеси с масляным лаком 4С и подсушке покрытия "до отлипа", по которому наносится слой алюминиевого порошка (лужение) с последующей росписью масляными красками. Характер росписи определяется размерами и формой изделия. Для хохломского способа характерны несколько видов росписи: «по фону», «травка», «Кудрина», отличающиеся большим разнообразием орнаментальных мотивов.
После высыхания роспись лакируют и подвергают термообработке при высокой температуре (60—80°), придающей покрытию стойкость к температурно-влажностным воздействиям и истиранию и характерный цветовой оттенок, получивший поэтическое название "золотой хохломы".
Наборный декор (мозаика, интарсия, инкрустация и маркетри) — наиболее распространенный в прошлом вид декоративно-художественной отделки предметов быта. Под ним подразумеваются особые способы художественной отделки мебели, заключающиеся в соединении между собой отдельных пластинок ценных пород древесины, металлов, слоновой кости, перламутра и других материалов в сложные орнаментальные или сюжетные рисунки. Отличительными признаками различных видов набора являются: ассортимент материалов, входящих в набор (древесина, металлы, стекло, черепаха, перламутр и т. д.), характер рисунка (геометрический, орнаментальный, сюжетный) и способ связи с основным фоном обрабатываемой поверхности.
Интарсия (лат. врезка)—контурный набор из пластинок древесины, металла, слоновой кости, перламутра которые врезают в основной фон, располагая в одной плоскости с основной. Разновидность ее — индийская интарсия, представляющая собой контурный орнамент из металла, впрессованный в древесину заподлицо с поверхностью.
Мозаика — орнаментальный набор из разноцветных кусков однородных материалов (дерева, смальты, металла, минералов), соединенных между собой связующими составами. Разновидностями является блочная и чертозианская мозаика, представляющие собой склеенные блоки из древесины различных пород или других материалов, распиливаемых впоследствии на пластинки с повторяющимся орнаментом.
Инкрустация —орнаментальный или сюжетный набор из различных материалов (металла, черепахи, слоновой кости, перламутра), полностью скрывающий основу.
Маркетри — орнаментальный или сюжетный набор тонких пластин древесины (строганого или лущеного шпона различных пород), скрывающий отделываемую поверхность.
Наборный декор как метод декоративно-художественной отделки используется при изготовлении уникальных произведений: юбилейных изделий (столов, бюваров, шкатулок), декоративных панно в общественных зданиях и других произведений декоративно-прикладного искусства.
Накладной декор в современной мебели ограничивался до последнего времени функциональными задачами — применением различных типов лицевой фурнитуры с ее эргономической и художественной проработкой. Необходимость расширения ассортимента изделий при сохранении конструктивной преемственности, отвечающей требованиям массового индустриального производства, стремление к индивидуализации жилища внесли в практику проектирования мебели использование накладного декора в оформлении фасадных поверхностей корпусной мебели. Это стимулировало развитие способов декорирования применительно к задачам мебельной промышленности. Разработаны способы декорирования фасадных поверхностей корпусной мебели с использованием декоративных элементов из пластмасс (жесткий пенополиуретан), имитирующих резьбу по дереву и гравировку; разработан способ термотиснения рельефного рисунка на мебельных щитах, древесностружечных и древесноволокнистых плитах; вводятся металлические накладки, рамки и вставки из анодированного алюминия или алюминиевых пластин, обработанных методом плоской печати; используются декоративные раскладки из переклеенного шпона, вставки из тисненых искусственных кож, накладки из произведений народного искусства — расписные и инкрустированные тарелки, жостовские подносы, чеканные вставки из меди и латуни.
В применении накладного декора в изделиях мебели художник-конструктор должен проявлять крайнюю осторожность. Формальное украшение фасадов без стилистической проработки изделий и предметно-пространственной среды в интерьере в целом может привести к утрате художественных достоинств мебели.
Лицевая мебельная фурнитура. Предназначена для обеспечения удобства пользования элементами конструкции мебели — открывания, откидывания или передвижения дверок, выдвижения ящиков, полок (мебельные ручки); для маскировки элементов крепежных конструкций и оформления отверстий (ключевины, футорки, мебельные кнопки! и заглушки).
Форма и конструкция мебельных ручек определяются функциональными и эстетическими требованиями: форма должна наиболее полно отвечать своему назначению; проектировать ее надо с учетом характера захвата и биомеханики движения кисти и предплечья руки; рабочая поверхность должна иметь такую форму, размеры и чистоту обработки, которые бы обеспечивали максимальный контакт с пальцами руки и предохраняли их от повреждений; материал для изготовления фурнитуры должен быть долговечным и гигиеничным. Форма, конструкция, материал и цвет должны быть увязаны с общим композиционным решением изделия. Мебельная фурнитура решается в простых геометрических формах, согласованных с художественными и техническими свойствами применяемых материалов и способами изготовления. Лицевая фурнитура обычно проектируется комплектами, в состав которых наряду с несколькими типоразмерами ручек входят ключевины, футорки, заглушки и др.
Технические требования к фурнитуре регламентируются отраслевым стандартом ОСТ 13-40—75 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».
Все многообразие форм и конструкций мебельных ручек может быть представлено следующими основными типами: ручки-скобки, ручки-тяги, ручки-раковины выступающие и углубленные; ручки-кнопки, ручки-кольца и ручки-подвески. Наиболее часто используют первые пять типов ручек. Для их изготовления пригодны металлы (нержавеющая сталь, латунь, бронза), пластмассы (волокниты, стекловолокниты, полиамиды, ударопрочный полистирол и др.),-древесина, керамика, а также сочетания этих материалов. Крепят их винтами, клеем и шурупами.
Для оформления отверстий «под ключ», образующихся при врезке мебельных замков в дверки и ящики мебели, применяют ключевины. Ключевины обычно устанавливают отдельно, но они могут быть объединены с ручками. Проектируют их врезными и накладными, крепят на плоскости изделий шурупами, шпильками или клеем.
Современные формы массовой мебели и способы ее отделки требуют весьма ограниченного использования накладных эле ментов, в частности лицевой фурнитуры, поэтому имеется тенденция маскировки фурнитуры путем придания ей формы элементов конструкции, маскировки методов ее крепления, уменьшения конструкции до целесообразного минимума, цветовой маскировки и др. В связи с этим накладные ключевины вытесняются врезными футорками, штампованными или литыми из металла или пластмасс. Футорка впрессовывается или вклеивается в отверстие заподлицо с плоскостью или с небольшим наплавом.
Цвет и отделка лицевой фурнитуры определяется общим композиционным замыслом конструкции, материалом и технологией изготовления. Металлическую фурнитуру отделывают гальваническим, химическим или анодизационным методом или лакокрасочными материалами. Фурнитура из пластмасс имеет цвет и фактуру соответствующего полимерного материала. Фурнитуру из древесины, выполненную столярным способом или точением, отделывают прозрачными лаками, сохраняя цвет натуральной древесины.
Основной ассортимент лицевой фурнитуры (ручки, декоративные элементы, раскладки) приведен в каталогах, изданных ВКПТИМом [10, 11, 42, 43];. Общие технические условия на фурнитуру мебельную регламентируются ОСТ 13-40—75.
Мебельные ткани. В отделке интерьера и оборудования значительное место занимают декоративные и мебельные ткани. В зависимости от назначения их можно разделить на следующие группы:
1) ткани мебельные покровные, предназначенные для обтяжки внутренних элементов мебели (пружин, оснований, бортов и т. д.);
2) ткани мебельные облицовочные для наружной обивки мягкой мебели и тканые и нетканые облицовочные покрытия на основе синтетических материалов;
3) ткани декоративные и текстильные изделия, предназначенные для убранства интерьера (портьеры, гардины и занавеси, ковры, дорожки и гобелены, скатерти, покрывала).
Мебельные ткани выбираются художником-конструктором с учетом функциональных, декоративно-художественных и технико-экономических требований.
Функциональные качества тканей определяются назначением, и характером эксплуатации. Так, покровные и облицовочные ткани должны обладать высокой прочностью на растяжение, стойкостью к истиранию, незначительным удлинением при растяжении, что обеспечивается выбором соответствующего качества пряжи и структуры переплетения.
Декоративно-художественные качества тканей определяются цветом, рисунком и фактурой. Эти качества оцениваются в основном при выборе облицовочных тканей. Различают одноцветные, равномерно окрашенные, тоновые и многоцветные ткани. Тоновые и многоцветные ткани характеризуются фактурным или орнаментальным рисунком (набивные, узорчатые тоновые, узорчатые пестротканые).
Фактура поверхности тканей определяется характером переплетения пряжи и технологическими особенностями производства.,
Основные и наиболее простые ткацкие переплетения — полотняное, саржевое и атласно-сатиновое — называются гладкими. Более сложные переплетения образуются комбинациями основных (комбинированные и мелкоузорчатые переплетения) или введением дополнительных лицевых, подкладочных, ворсовых и других нитей — сложные (жаккардовые) переплетения.
Полотняное переплетение характеризуется последовательным чередованием основных и уточных нитей, обеспечивающих высокую прочность ткани на растяжение. Полотняное переплетение характерно для покровных тканей (мешковина, -миткаль и др.).
Саржевое переплетение отличается от полотняного сдвигом основы и утка на одну нить с образованием диагональных полосок. Саржевым переплетением изготовляют хлопчатобумажные технические ткани (матрацные тики и Др.).
Атласно-сатиновое переплетение имеет минимальное число перекрытий нитей на единице поверхности ткани и характеризуется различием в структуре лицевой и изнаночной сторон ткани.
Комбинированные и мелкоузорчатые переплетения получают чередованием простых переплетений (полотняного, сап жевого и др.). Эти переплетения характерны для мелкоузор^й-тых мебельных и декоративных тканей.
Сложные (жаккардовые) переплетения образуются несколькими системами нитей основы и утка с введением дополнительных лицевых, подкладочных, ворсовых и других нитей. Эти переплетения крупноузорчатые, орнаментальные. К жаккардовым орнаментальным мебельным тканям относятся: гобеленовые ткани, репс мебельный, шагрень, различные рельефные и ворсовые ткани.
Фактуру ткани помимо метода переплетения определяют вид и состав волокна пряжи. По составу волокна ткани подразделяются на хлопчатобумажные, льняные и полульняные, штапельные, шерстяные, шелковые, синтетические и смешанные.
Синтетические тканые облицовочные материалы изготавливают с использованием синтетических волокон (капрон, лавсан и др.). Они отличаются высокой прочностью при растяжении, эластичностью и износоустойчивостью; обладают высокими декоративными свойствами, различным светоотражением в зависимости от расположения источника света, что создает дополнительный декоративный эффект, особенно при введении в ткань металлических нитей (люрекса). Этим же свойством обладают шелковые и частично штапельные ткани.
Научно-исследовательским институтом синтетических волокон разработаны гуммированные ткани с подслоем из синтетического латекса и дублированные с подслоем из пенополиуретана. При обивке эти ткани создают четкие, несминаемые формы, сохраняющиеся в процессе. эксплуатации.
Для обивки мебели для административно-общественных зданий и мебели для оборудования транспорта широко применяют искусственные кожи с нитроцеллюлозным (нитроискожа) и поливинилхлоридным (винилискожа) покрытием по тканевой основе. Их выпускают гладкими, тиснеными и с рельефным рисунком. Более высокими техническими и декоративно-художественными достоинствами обладают искусственные кожи с поливинилхлоридным покрытием на трикотажной основе. Материалы этой группы хорошо драпируются, обладают высокой эластичностью, сохраняют форму в процессе эксплуатации.
При выборе цвета, рисунка и фактуры тканей, предназначенных для обивки мягкой мебели, художник-конструктор должен учитывать форму и конструкцию изделия, его роль в общем решении комплекта или набора мебели, назначения интерьера и его цветовой характеристики, взаимосвязь с элементами декоративно-художественного оборудования интерьера (драпировочные ткани, гобелены и др.).
В обивке мягкой мебели для оборудования жилых помещений используют одноцветные равномерно окрашенные, тоновые и многоцветные, гладкие, фактурные и ворсовые ткани. Чаще всего для обивки мебели применяют одноцветные гладкие, фактурные или ворсовые ткани. При этом характер ткани, ее цвет и рисунок повторяются во всех изделиях набора и достигается гармоническое единство в колористическом решении всего оборудования набора и интерьера в целом. Для обивки используются мебельные декоративные хлопчатобумажные, штапельные, льняные, шелковые, шерстяные, синтетические и смешанные ткани.)
Применение многоцветных рисунчатых тканей, особенно орнаментированных, требует более глубокой художественной проработки композиционного соотношения фона и рисунка обивки, соблюдения масштабности, ритма, направления расположения орнамента рисунка по отношению к изделию, соблюдения единства в цвете основного фона ткани, древесины и других элементов интерьера.
В настоящее время применяют ткани с простым геометрическим рисунком, близким по цвету к основному фону. Применение крупноузорчатых тканей с крупным орнаментальным рисунком в небольших по площади помещениях затрудняет создание гармонического композиционного единства оборудования интерьера и может внести раздробленность и пестроту.
Одним из направлений в формообразовании современной мягкой мебели является создание все более ярко выраженных скульптурных форм, создающих зрительный и функциональный комфорт. Мягкие элементы сложной формы затягиваются чаще всего чехлом-наволочкой на застежке-молнии, что удобно и в производственных условиях и в условиях эксплуатации.
При разнообразии тканей композиция рисунка не должна терять своих орнаментальных свойств при раскрое. Сопряжения отдельных кусков кроя должны выявлять и подчеркивать форму изделий.
В последнее время в оформлении тканей заметно тяготение к разработке природно-растительных мотивов, сочетанию геометрических и растительных форм. Интересны ткани с эффектом репса, меланжированные и буклированные «под домо-ткань» с узелковой фактурой. Различные переплетения, вид волокна и характер пряжи обогащают структурную поверхность ткани, а широкий диапазон колористических и отражательных свойств создает предпосылки расширения палитры художника в декоративно-художественном решении интерьеров.
Применение гладких или фактурных одноцветных тканей, а также кожзаменителей предпочительно в транспорте, в административно-общественных интерьерах. Цвет тканей выбирают контрастный или нюансный с общим цветовым решением интерьера. При этом характер цветовых сочетаний выбирается в зависимости от функциональных требований к интерьеру, его эксплуатационных особенностей. Контрастное сочетание может подчеркнуть основной цветовой колорит, а нюансное — ослабить. Возможно применение близких по цвету сочетаний, создающих нюансные отношения в отдельных изделиях между группами оборудования интерьера, имеющими различное функциональное назначение. Этим приемом создается цветовое зонирование интерьера по назначению, например рабочая зона, зона отдыха и т. д.
В зрелищных учреждениях (кинозалы и театральные залы) цвет обивки мебели для сидения (обычно контрастный) четко выделяет зону посадочных мест, облегчая ориентацию зрителя при выборе места.
В интерьерах предприятий общественного питания (кафе, ресторанах и др.) целесообразно применение кожзаменителей, гладких или фактурных тканей. Причем цвет обивки, характер и масштаб орнамента согласуются с формой и цветовым решением оборудования и интерьера в целом, с системой освещения в зависимости от поставленной задачи — создания интимной или деловой обстановки, национального колорита и т. д.
По материалам сайта: http://life-prog.ru