Задачи урока: развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; продолжить обучение распознаванию природных объектов; познакомить детей с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком); учить детей пользоваться увеличительным прибором лупой.
Планируемые достижения учащихся: научиться сортировать камешки по форме, размеру, цвету; научиться различать изученные на уроке виды камней.
Оборудование. У учителя образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-определитель «От земли до неба». У учащихся камешки, собранные на прогулке; образцы гранита, известняка, кремня; лупа; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради; цветные фишки при работе по варианту Б .
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т. д.). Особое внимание учитель обращает на камни; по его просьбе дети собирают различные камешки и приносят их в класс.
Ход урока
В начале урока выполняются задания в тетради «Проверим себя» (с. 3, по вариантам). Мудрая Черепаха интересуется, как выполнено задание № 1 в «Научном дневнике» . Можно предложить детям сравнить сделанный в дневнике рисунок с рисунком в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 210) расположение ковша на них должно быть примерно одинаковым. Так дети убеждаются в правильности своих наблюдений.
Основу урока составляет практическая работа . которая проводится в несколько этапов: 1. Сортировка собранных на прогулке камешков по форме, размеру, цвету. 2. Распознавание образцов камней (гранита, известняка, кремня). 3. Знакомство с увеличительным прибором лупой и исследование камней с ее помощью. 4. Поиск изученных видов камней среди собранных на прогулке образцов.
От имени Муравья Вопросика учитель говорит: «Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами?» Дети называют то, что видели под ногами во время прогулки, говорят, что принесли с прогулки камешки .
- Современная механизированная штукатурка в Москве позволяет существенно ускорить процесс отделки стен и потолков в строительных проектах.
- С помощью современных механизированных систем штукатурки возможно достичь высокой точности и качества отделки, сократив при этом затраты на ручной труд и материалы.
- Механизированная штукатурка в Москве используется как в жилищном строительстве, так и в коммерческих проектах, позволяя создать эффективное решение для любого проекта отделки.
Учащиеся раскладывают камешки перед собой и рассматривают их. Учитель: «Какие перед вами камни одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (Формой, размером, цветом.)» Затем дети сортируют камешки, раскладывая их на странице учебника в соответствии с рисунком (с. 8).
Далее учащиеся знакомятся с гранитом. известняком. кремнем. Можно рекомендовать следующий порядок проведения этой работы. Учитель, не называя камни, последовательно показывает демонстрационные образцы (обращая внимание на их цвет), просит детей найти у себя такие же, положить их рядом с соответствующими фотографиями в учебнике. Кто-либо из читающих учащихся вслух читает подписи под фотографиями. Таким образом дети определяют камни. Если образцы сильно отличаются от изображенных в учебнике, можно воспользоваться атласом-определителем «От земли до неба» (с. 8, 10, 15), в котором должны быть заранее сделаны закладки.
Муравей Вопросик говорит, что не разобрался, просит детей показать ему каждый камень и еще раз сказать название.
Затем с помощью лупы учащиеся рассматривают гранит, находя в нем разноцветные зерна. Учитель говорит, что благодаря этим зернышкам гранит выглядит пестрым. Изучив с помощью лупы известняк и кремень, учащиеся не находят в них разноцветных зерен.
Учитель читает детям вопросы Мудрой Черепахи (с. 9 учебника): «Знаете ли вы, что гранит очень прочен и его часто используют в строительстве?»
«Я знаю! вступает в разговор Муравей Вопросик. Однажды я построил муравейник из этих камней!»
Дети рассматривают рисунок на с. 8 учебника, говорят, что такое могло быть только в сказке. Учитель поясняет, что же на самом деле строят из гранита.
Затем учитель читает следующий вопрос Черепахи: «Знаете ли вы, что из кремня можно высечь искры?»
Учитель показывает, как это делается, и предлагает детям самим попробовать. Просит рассмотреть рисунок в учебнике (с. 9, вверху) и рассказать, что на нем изображено. Могут быть заданы вспомогательные вопросы: «Кто изображен? Что они делают? Какой камень они используют? Для чего?»
Зачитывается следующий вопрос Черепахи: «Знаете ли вы, что известняк состоит из раковин морских животных?» Учитель демонстрирует известняк-ракушечник. в котором раковины очень хорошо видны невооруженным глазом.
Затем выполняется задание в рабочей тетради (с. 4, № 2). Дети впервые обращаются к Приложению тетради, поэтому важно показать им, как найти нужный материал. При выполнении задания детям нужно прочитать в тетради названия камней. Те учащиеся, кто не может этого сделать, обращаются за помощью к читающим детям. (Если в классе нет читающих детей, задание можно не выполнять.)
В заключительной части урока учитель просит еще раз рассмотреть камешки, принесенные с прогулки. Есть ли среди них гранит, известняк, кремень? Если да, дети закрашивают кружок возле соответствующей фотографии. (Можно, не закрашивая кружок, обозначить фотографию цветной фишкой .)
Закончить урок можно, прочитав детям вслух первый абзац текста о камнях в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 6) и предложив собрать для класса небольшую коллекцию красивых и необычных камней.
Физкультминутки. 1. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
2. Возможна физкультминутка по загадке К. И. Чуковского:
Что за камень у дороги? (Дети присели.)
По материалам сайта: http://www.prosv.ru